Флористика: популярный флористический форум

Флористика: популярный флористический форум (http://www.floristic.ru/forum/index.php)
-   Храмовая флористика (http://www.floristic.ru/forum/forumdisplay.php?f=70)
-   -   Храмовая флористика (http://www.floristic.ru/forum/showthread.php?t=1672)

odessitka 15.03.2011 00:16

Re: Храмовая флористика
 
Вложений: 4
Большое спасибо всем ! Особенное Танюшке !!!! Постараюсь выложить свои фото .Девочки у Вас очень красивые работы !!!!! В храме люди так радуются оформлению - как нигде !!!!! Прихожане нашего храма какждый праздник ждут от нас чегото новенького- так что большое спасибо за новые идеи !!!!!!!!!!1

Танюшка 15.03.2011 00:53

Re: Храмовая флористика
 
Очень красиво!!! Профессионально!! Молодцы!

odessitka 15.03.2011 01:08

Re: Храмовая флористика
 
Танюша , гирлянда на паникадиле сделана с вашей помощью , так что еще раз спасибо !

Танюшка 15.03.2011 01:35

Re: Храмовая флористика
 
Всегда рада помочь!))))

Laelia 15.03.2011 03:56

Re: Храмовая флористика
 
Цитата:

Сообщение от odessitka (Сообщение 88678)
Большое спасибо всем ! Особенное Танюшке !!!! Постараюсь выложить свои фото .Девочки у Вас очень красивые работы !!!!! В храме люди так радуются оформлению - как нигде !!!!! Прихожане нашего храма какждый праздник ждут от нас чегото новенького- так что большое спасибо за новые идеи !!!!!!!!!!1

Оформление потрясающее!!!

Ириска 15.03.2011 22:16

Re: Оформление храмов
 
Цитата:

Сообщение от Арви-герц (Сообщение 12031)
Я прошу прощения за резкость, но это так и есть, если ты прийдешь в храм то это одно, но около икон эти цветы не поставят, поставят в храмовой столовой. Дело в том что в этой теме я разбираюсь, во первых я окончила православную гимназию, во вторых, я хожу в храм сколько седя помню, лет 17 - так точно, и в третьих - флористическое оформление храмов - это тема моей дипломной работы по флористике.

Арви, добрый день, я новичок на форуме, раз флористика это ваша дипломная работа, подскажите как украсить крест на крестопоклонной неделе. Очень нужно сделать красиво, а средства ограничены, короче чтобы было и красиво и дешево

Добавлено через 7 минут
Цитата:

Сообщение от odessitka (Сообщение 88678)
Большое спасибо всем ! Особенное Танюшке !!!! Постараюсь выложить свои фото .Девочки у Вас очень красивые работы !!!!! В храме люди так радуются оформлению - как нигде !!!!! Прихожане нашего храма какждый праздник ждут от нас чегото новенького- так что большое спасибо за новые идеи !!!!!!!!!!1



Где такая красота неземная ?

odessitka 16.03.2011 00:27

Re: Храмовая флористика
 
Вложений: 5
Мы из Одессы , оформляем Спасо-Преображенский собор и Ильинский монастырь.первая работа - плащаница на Пасху в соборе , вторая плащаница в монастыре ( тоже на Пасху), третья патриарший вензель во время визита патриарха в Одессу , и последняя монастырь к приезду патриарха( совпал с днем обретения мощей святого находящихся в нашем монастыре).Спасибо большое всем за хорошие слова передам моим девочкам !!!!!!!Покажу еще некоторые работы может кому принужнится :

Лариса 16.03.2011 01:02

Re: Храмовая флористика
 
Odessitka, очень красиво, гармонично с убранством храма и богато в хорошем смысле этого слова. Очень понравился патриарший вензель, ничего подобного я не видела. Несколько месяцев мы тоже размышляем над этой задачей, возможно предстоит его делать. Скажите, а где он у вас крепился на территории или в помещении?

odessitka 16.03.2011 01:37

Re: Храмовая флористика
 
В начале он стоял на сцене в банкетном зале( с одной стороны вензель ,крепила его на метал.конструкцию которая есть в первом блоке фото, она немножко видна , а с другой икона .)А потом мы его перевозили в оперный театр и он висел на сцене .

Малова О.Д. 16.03.2011 12:25

Re: Храмовая флористика
 
Цитата:

Сообщение от odessitka (Сообщение 88678)
Большое спасибо всем ! Особенное Танюшке !!!! Постараюсь выложить свои фото .Девочки у Вас очень красивые работы !!!!! В храме люди так радуются оформлению - как нигде !!!!! Прихожане нашего храма какждый праздник ждут от нас чегото новенького- так что большое спасибо за новые идеи !!!!!!!!!!1

Монограмма Патриарха Кирилла понравилась очень. Художественно, тонко, красиво, а главное – традиционная, узнаваемая церковная форма, но флористическая, имитация церковной вышивки, своеобразное «рисование цветами». Вызывает уважение и приложенный труд – ювелирная работа, профессиональная. А что за объект на первой фотографии сразу не поняла. Ни эстетических, ни благоговейно-молитвенных чувств данная работа у меня не вызывает, а скорее наоборот. Рядом не могла рассмотреть ни одной святыни, ради которой всё это создавалось. Скорее всего, это для Плащаницы, но и для неё несоразмерно много. Конечно, такая точка зрения требует объяснения, поэтому простите за многословие. Композиции в храме – это благоговейные акценты, нельзя подавлять или закрывать святыни. У Вас даже не видно Царских врат, да и по размеру данный объект их превосходит! Возможно, это ракурс фотографии такой? О том, что нельзя закрывать цветочными композициями Царские врата мне сделал замечание игумен, художник-реставратор, и подобные замечания священников-специалистов для нас закон к исполнению. Но церковная аранжировка – это не столько эстетические эмоции, сколько усиление благоговения и трепетного отношения ко всему, что есть в церкви! Божественная красота цветов в храме существует только ради молитвы и для неё, ибо этому всё и подчинено. Декоративный массивный стиль не всегда этому способствует! Используя избирательно опыт европейской флористики, нельзя забывать и о ценностях восточной для храмовых композиций, памятуя о красоте каждого отдельного цветка. То есть не копировать, а выделять то, что присуще христианству, ибо христианство не перенимает языческие обычаи, а выделяет то Христово, что было до Христа. Поэтому так необходимы флористу знания о христианском искусстве, если он считает, что флористика – это жанр искусства. Художник только тогда чувствует эту разумную достаточность, баланс, когда сам является воцерковлённым, посещает богослужение, исповедывает Таинства Церкви и, соответственно понимает, что «засилье» цветов и особенно, когда они несоразмерно закрывают святыни, только отвлекает от молитвы. То есть цветы в храме могут способствовать благоговейной молитве, а могут быть созданным приземлённым роскошеством, не соответствующим церковному искусству, отвлекать от самого главного в храме. Иконография, в которой нет ничего случайного, а только образы, прообразы, символы, прочитываемые христианином, является примером и основой для храмовой флористики. Когда в храме буйство цветов, на которые прихожане не могут не обращать внимания во всё время богослужения, порой гораздо вреднее, чем их отсутствие. Святые отцы учат тому, что простота, а не пестрота, является основой искусства в храме. Очень часто, при использовании большого количества цветов, явственно проступает эта пестрота, которая и на языке флористики называется крапчатостью. При ненужной флористической монументальности уже, конечно, не до фокусных точек и композиционных символических особенностей, время хватает только на то, чтобы «покрыть» необходимые поверхности. И уж, коль пошёл разговор о не совсем приятном, добавлю, что при украшении храмовых светильников также надо быть поосторожнее – у них не утилитарная функция, а богословская. Поэтому, прежде чем приступать к работе, необходимо познать, что светильники отнюдь не только для освещения в храме присутствуют (почему на утренних богослужениях света бывает много, а на вечерних – мало?), как понимается свет в храме? Всё должно быть с пониманием и в меру: не надо закрывать их настолько, что не видно ни образов на хоросе, ни креста на паникадиле, дополнять цветами необходимо очень тонко, придавая большое значение форме, ибо Дух творит формы. Есть примеры, когда светильники полностью покрывают растениями, или создают очертания, вызывающие странные ассоциации, когда гирлянды на хоросе напоминают насекомое-паука или оформление банкетного зала для свадебного торжества и т.д. В продуманной флористической аскетике – благоговение перед святыней, а не желание показать своё мастерство декоратора. Как часто, увлекаясь украшением интерьера, флорист забывает о том, где главные точки приложения его творчества. В средней части храма, это, в первую очередь, святые мощи, чтимые святыни, чудотворные иконы, праздничная икона на аналое.

lenok 17.03.2011 19:05

Re: Храмовая флористика
 
Привет всем!Очень красивые работы.У меня вопрос к Ольге Дмитриевне.Внимательно посмотрела поэтапное офрмление икон.А оазис не подтекает на иконы или на пол?Насколько я поняла,там целофан не прокладывается?Или я что-то упустила?

Малова О.Д. 18.03.2011 20:24

Re: Храмовая флористика
 
Цитата:

Сообщение от lenok (Сообщение 89230)
Привет всем!Очень красивые работы.У меня вопрос к Ольге Дмитриевне.Внимательно посмотрела поэтапное офрмление икон.А оазис не подтекает на иконы или на пол?Насколько я поняла,там целофан не прокладывается?Или я что-то упустила?

Целофан подкладываем на аналой, вода, конечно, стекает, а после окончания работы, когда подтекание прекращается стелим плат на аналой и на него композицию.

tatiana-M 21.03.2011 18:10

Re: Храмовая флористика
 
Уважаемая Ольга Дмитриевна, подскажите пожалуйста, украшение для плащаницы Спасителя (п.274) к самой плащанице уже ничем не крепится?, оно устойчивое?, ведь люди прикладываются и не всегда осторожно (я по воле и милости Божией украшаю иконы к праздникам вот уже пятый год и мы всегда делали гирлянду и пришивали ее к плащанице, но плащаница старинная и очень жалко ее повредить, поэтому в этом году , благодаря вашим работам , хочется сделать на оазисе и на фанерной основе. А у нас еще крестный ход с плащаницей вокруг храма , как тогда быть?)Если вас не затруднит ,пож.ответьте. Очень Вам признательна за полезную информацию.

Малова О.Д. 22.03.2011 22:21

Re: Храмовая флористика
 
Вложений: 12
Цитата:

Сообщение от tatiana-M (Сообщение 90040)
Уважаемая Ольга Дмитриевна, подскажите пожалуйста, украшение для плащаницы Спасителя (п.274) к самой плащанице уже ничем не крепится?, оно устойчивое?, ведь люди прикладываются и не всегда осторожно (я по воле и милости Божией украшаю иконы к праздникам вот уже пятый год и мы всегда делали гирлянду и пришивали ее к плащанице, но плащаница старинная и очень жалко ее повредить, поэтому в этом году , благодаря вашим работам , хочется сделать на оазисе и на фанерной основе. А у нас еще крестный ход с плащаницей вокруг храма , как тогда быть?)Если вас не затруднит ,пож.ответьте. Очень Вам признательна за полезную информацию.

1. Серафимо-Дивеевский монастырь.
2. Нет сведений.
3. Москва. Сретенский монастырь.
4. Нет сведений.
5. Нет сведений.
6. Нет сведений.
7. Санкт-Петербург. Казанский кафедральный собор.
8. Москва. Новодевичий монастырь, 2008.
9. Плащаница под сенью в Греции.
10.Рижский кафедральный собор Рождества Христова.
11.Хабаровск.Спасо-Преображенский кафедральный собор, 2007.
12. Хабаровск.
В православных храмах вынос из алтаря на середину церкви Плащаницы – иконописного или вышитого изображения снятия с Креста тела Спасителя совершается во второй половине дня Великой Пятницы; верующие после выноса совершают перед Плащаницей благоговейное поклонение. Флористу, в первую очередь, необходимо знать, каковы «Богослужебные указания» о Вечерни Великого Пятка: «До начала вечерни на Святом Престоле на место Евангелия полагается Плащаница. Евангелие поставляется Горе Престола, как на Литургии. Плащаница полагается так, чтобы глава Спасителя была к северной стороне. Если есть живые цветы, то на Плащаницу возлагают венок из таких цветов (более правильно венок из живых цветов возлагать на Плащаницу тогда, когда она уже вынесена на середину храма)». Поставлена задача прочной конструкции, которую можно поднимать, переносить, а по благословению настоятеля использовать и на Чине погребения или снимать и оставлять в храме, а затем, по благословению, уносить в алтарь и т.д. Монолитные конструкции, «обнимающие» гробницу с Плащаницей не позволяют выполнить данные богослужебные указания. Для нас важно, чтобы композиция не была повреждена, цветы имели свежий вид. Поэтому, на мой взгляд, деревянная основа с оазисом помогает решать все эти задачи сразу (ничем к Плащанице не крепится, а просто возлагается и легко убирается, на погребении ведёт себя устойчиво, и ветер не страшен) и предоставляет возможность реализации различных творческих решений в составлении монохромной (белой) композиции. И что важно, благоговейно не наносит ущерба святыни, ни механически, ни влагой… Но венок плетут и техникой приматывания, что можно сделать на той же деревянной основе, укладывают бутоньерки в виде гирлянды (Дивеево). Можно изготовить деревянную трёхстороннюю основу по периметру Плащаницы, так как одна сторона, с которой верующие будут прикладываться, должна быть свободной. Смягчить концы можно небольшим закруглением, оставив место для свободного прикладывания. Традиционно при украшении Плащаницы используется деревянная разборная основа в виде сени-кивория (четыре столбика с крышей). Плащаницу больших размеров располагают и как икону на аналое, приподняв на специальную наклонную опору, что позволит верующим созерцать постоянно во время богослужения Пречистое тело Спасителя. Возможно сооружение арок, одной или двух с гирляндами или создание композиции в виде ковра из цветов. В Страстной Пяток Плащаницу Спасителя убирают, по обычаю, белоснежными цветами, напоминающими о том, что благообразный Иосиф с Никодимом, сняв Пречистое Тело Господне с Креста, рыдая, обвили Его чистою плащаницею и положили в новом гробе. Белый цвет символизирует и то, что Господь добровольно прияв смерть и испытав разрешение души от тела, явился «чужд истления» и «умертвил ад блистанием Божества».
На курсах по храмовой флористике нередко устанавливают такие правила, с которыми приходится спорить, так как они не имеют обоснований ни в канонах христианского искусства, ни в растительной символике Священного Писания, ни в истории декоративного садоводства в России, например,
утверждают, что Плащаницу Спасителя “правильно” украшать 33 гвоздиками. Почему 33 – понятно, по числу лет земной жизни Иисуса Христа, но почему именно гвоздиками? Символика гвоздики ведёт своё начало с западной средневековой живописи, где она занимала одно из самых главных мест, символизируя славу Христа, но о гвоздике не говорится в Священном Писании. Для таких утверждений необходима или ссылка на Священную историю, или на «Богослужебные указания». В Болонье гвоздика считается цветком апостола Петра, и 29 июня её цветами украшаются все церкви и весь город. Специалисты рассказывают, что некоторые обители делают заказы об украшении только гиацинтами (?!). В Откровении как название цвета (9: 17) встречается слово Гиацинт, греч. hyakinthos – голубой цвет, равно как и название драгоценного камня (21: 20), но не как цветка. О гиацинте-цветке и гвоздике упоминается в книге XVII в. игумена Антония «Огородок», посвященной проповедям, как цветнику в Небесном саду, здесь, возможно влияние западной церкви, когда гвоздика, столь популярная в общественной жизни Голландии, Италии, Испании и других стран, появлялась в религиозной живописи. В Европу гиацинты были завезены в кон. XVI-XVII вв. В это же время начали привозить гиацинт и в Россию, а гвоздику в XVIII в. И позднее гиацинты и нарциссы стали называть в народе пасхальными цветами, как и все весенние цветы – первоцветы, тюльпаны, например, по форме похожие на яйцо, и ставшие самыми популярными после гиацинтов, когда интерес в 30- х гг. XVIII столетия к ним в Европе стал ослабевать. Тюльпан, лилия и гиацинт, как впрочем, чеснок и лук, относятся к одному семейству – лилейных. Архангел Гавриил с тюльпанами (и гвоздиками, как считают искусствоведы) изображён на иконе Благовещения Ивана Максимова XVII в. из Государственной Третьяковской галереи. На иконе XVII в. «Богоматерь Вертоград Заключенный» Младенец изображается с красной гвоздикой в руке, это символ Страстей Христовых, а светлые тюльпаны и гвоздики были символом непорочного зачатия Девы Марии в западном искусстве, влияние которого здесь и прослеживается. В России только в XIX в. выгонка гиацинтов достигла высшей степени развития, так как же можно утверждать, что украшение Плащаницы Спасителя гиацинтами – «древняя русская традиция»? Несомненно, что позднее, в кон. XIX-нач. XX вв. гиацинт, возможно, был относительно доступным цветком, который любая хозяйка могла вырастить в горшке, или купить в это время года, то есть сезонность и практичность были главными аргументами, а не «религиозная символика», как об этом пишут современные флористы, несмотря на то, что форма цветка гиацинта напоминает лилию – главный цветок у христиан. Среди весенних цветов в Священном Писании из луковичных, как символ, упоминается только нарцисс. На картине Я.Ф. Капкова «Благовещение» (ГТГ) Архангел Гавриил держит в руке нарцисс. Современным христианам, имеющим в XXI в. неограниченные возможности, розам и лилиям при украшении Плащаницы надо отдать предпочтение, так как белые розы – символ благословений Божиих, с ними изображается Архангел Варахиил, а о лилии разговор отдельный. В церковном предании лилия и роза являются символами Иисуса Христа и Божией Матери, о символике этих цветов красноречиво свидетельствуют и Священное Писание, и святоотеческое наследие, гимнография и произведения русских иконописцев. Но в украшении храма к праздничному богослужению символика цвета всё равно приоритетнее, чем виды растений. Лилии и розы всегда будут главными церковными цветами, но можно украшать и гиацинтами, и гвоздиками, и хризантемами… – белыми цветами Плащаницу Спасителя, исходя из реальных возможностей, только не надо утверждать, что только гвоздиками или гиацинтами, и что это «древняя русская традиция». Но правды ради необходимо напомнить, что «многочисленная» символика цветов в христианстве возникла примерно с VIII в. (в Библии, как символы, упоминается всего три цветка), а гвоздики, ирисы, аквилегии, незабудки, анютины глазки и другие растения, как символы, получили широкое применение в Европе только в средние века, но эта символика не имеет обоснований в Священном Писании.

Мариша 24.03.2011 20:10

Re: Храмовая флористика
 
В подвесных гирляндах используется сетка рабица и оазис завернутый в пакеты.

Здравствуйте,Танюшка!Прошу разъяснения по поводу пакетов,т.е. оазиса,завернутого в пакеты: его что так легко проткнуть стебельком цветка?Или я не понимаю чего-то?Можно поподробнее? Простите.

Танюшка 24.03.2011 20:46

Re: Храмовая флористика
 
Пакеты обычные, для мусора (30 л), они достаточно тонкие, чтобы хорошо протыкаться, и не тянутся в отличие от пищевой пленки. Бывает попадается достаточно хрупкая хризантема, гипсофила, которая плохо входит в оазис, тогда перед тем, как вставить цветок нужно сделать небольшой разрез в пакете. Но как правило, этого не требуется. Используя пакет, вода не так быстро испаряется, а значит композиция живет дольше.

tatiana-M 24.03.2011 23:17

Re: Храмовая флористика
 
Ольга Дмитриевна.Спаси Господи за нужную и полезную информацию.

Арсений 26.03.2011 00:24

Re: Храмовая флористика
 
Вложений: 2
недавно было венчание, долго думал как украсить, в итоге решил сделать первый раз в жизни гирлянду под паникадило (удивительно тяжелая получилась, хотел узнать, это всегда так?)

Танюшка 26.03.2011 00:33

Re: Храмовая флористика
 
Арсений, красивое оформление получилось!!!
Если гирлянда делается на мокром оазисе, то она всегда тяжелая.

Арсений 26.03.2011 04:24

Re: Храмовая флористика
 
а у вас в сретенском на мокром делают? просто у меня-то колечко маленькое, я и то боялся что паникадило рухнет, а у вас-то совсем огромные


Текущее время: 10:33. Часовой пояс GMT +4.

© 2004 - 2025
Сообщество профессионалов и любителей флористики Floristic.Ru