Флористика: популярный флористический форум

Флористика: популярный флористический форум (http://www.floristic.ru/forum/index.php)
-   Храмовая флористика (http://www.floristic.ru/forum/forumdisplay.php?f=70)
-   -   Храмовая флористика (http://www.floristic.ru/forum/showthread.php?t=1672)

Малова О.Д. 12.01.2011 16:08

Re: Храмовая флористика
 
Вложений: 10
фотографии

Малова О.Д. 12.01.2011 16:34

Re: Храмовая флористика
 
Вложений: 8
фотографии

Малова О.Д. 12.01.2011 17:52

Re: Храмовая флористика
 
Вложений: 7
Решила всё-таки дать комментарий к фото по технологии и дополнить, раз уж Богу угодно было, чтобы эта информация из моего компьютера переместилась на форум.
Предлагаю свою технологию храмовой аранжировки (технические особенности), которую использую при создании композиций всех элементов храма. Вырезаем из фанеры нужную форму по исходным параметрам, набиваем гвоздики (желательно деревянные, по возможности). Вырезаем оазис (сначала можно насадить половинки кирпичиков, а затем, перевернув форму, вырезать, так гораздо проще). Если композиция подвесная, то есть опасность обрушения, поэтому оазис можно закрепить сеткой или скотчем. Поскольку изобретала сама, то по мере использования находила и оптимальные расстояния между гвоздями, слишком часто набивать не следует. Фанерную основу желательно обработать специальными составами для дерева и покрыть лаком. Так основы прослужат долго, а на одной форме можно создавать совершенно разные композиции. На оборотной стороне можно набить и бруски, для того, чтобы украшение было надёжно укреплено, в зависимости от конструкции аналоя. Фотографии иллюстрируют этот опыт.
Праздничную икону на аналое не стоит украшать однообразно, применяя П-образную форму; в Церкви традиционны различные оклады, киоты, складни, рамки, резьба иконостаса также может подсказать множество различных форм. Самым распространённым подходом в украшении праздничной иконы сегодня является составление композиций в форме венца или гирлянды простой формы. Но в литературе по церковному искусству, на печатных каталогах церковной утвари, например, на проспекте «Хоругви», можно усмотреть множество церковных форм для украшения икон, соответствующих по символике образу конкретного праздника. Изучив литературу по искусству Церкви и, посещая храмы, я сделала эскизы форм украшений аналойных икон, которые по символике подходят к различным праздникам. Вот некоторые из них.
Святоотеческое наследие оберегает основы веры в Церкви, и ломка форм, освящённых церковной традицией ради художественной свободы, ведёт к их изменению. Дух творит формы, поэтому эту тему можно обсудить особо.

Onega 18.01.2011 02:09

Re: Храмовая флористика
 
Спасибо Вам за фото и рассказы! Флористику церковную можно определить в декоративный стиль.....очень много цветов и все работы в форме...Очень интересно!!!!

Юлишна 18.01.2011 20:51

Re: Храмовая флористика
 
Малова О.Д., спасибо за то, что Вы делитесь своими знаниями. По этой теме практически нет литературы, а очень хотелось бы иметь что-то наподобие рекомендаций по украшению храма к разным праздникам. Всё, что Вы написали, для меня о-очень интересно, уверена, что буду перечитывать. и не раз.

fktyeirf 19.01.2011 12:53

Re: Храмовая флористика
 
огромное спасибо! ценно.

Малова О.Д. 24.01.2011 18:14

Re: Храмовая флористика
 
Вложений: 9
Всё во славу Божию. Очень важна традиция и преемственность. Флористика В Русской Православной Церкви была всегда, об этом говорят и "Богослужебные указания", и фотографии. Рубрика по истории церковной флористики могла бы быть очень интересной. Надеюсь, что будет продолжение.

Малова О.Д. 24.01.2011 18:27

Re: Храмовая флористика
 
1. Спасо-Преображенский собор Вифанской обители подворья Троице-Сергиевой лавры. Уникальность его в том, что алтарь находился на на настоящей "горе Фавор" из зелени и цветов. Видно, что и иконы украшены цветами.
2. 1910 г. Украшенный лилиями и пальмовыми листьями - символичными растениями в христианском искусстве, ковчег с полумантией преподобного Серафима Саровского в Успенском соборе Кремля.
3.Храм свт Николая в Брюсселе на Троицу. Сер. 20 века.
4,5,6. Вербный базар. 1915 г.
7. Престольный праздник Казанской церкви Пушкинских гор. 1950-е гг.
8.Украшенные венком и цветами Царские врата Покровского храма Покровского монастыря на Покровской заставе. Москва.

Nimriell 24.01.2011 20:02

Re: Храмовая флористика
 
Очень интересно, спасибо!

Малова О.Д. 25.01.2011 14:33

Re: Храмовая флористика
 
Вложений: 5
Это г. Тутаев Ярославской области. Крестный ход с иконой Всемилостивого Спаса. Первые две фотографии 1912 г., а все остальные современные. Крестные ходы в России - это особая флористическая традиция; украшали не только иконы, но и ковчеги или сени для святынь, растительно-цветочные дорожки, по пути следования бросали живые цветы, поэтому Крестный ход В России называли благоуханной дорогой. Например, при перенесении святых мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киево-Печерской лавры в 1910 г. дорогу устилали свежескошенной травой, устраивали растительные арки, а также навесы для богослужения, девицы учебных заведений бросали по пути следования живые цветы.

Onega 25.01.2011 14:54

Re: Храмовая флористика
 
Цитата:

Сообщение от Малова О.Д. (Сообщение 81950)
Это г. Тутаев Ярославской области. Крестный ход с иконой Всемилостивого Спаса. Первые две фотографии 1912 г., а все остальные современные. Крестные ходы в России - это особая флористическая традиция; украшали не только иконы, но и ковчеги или сени для святынь, растительно-цветочные дорожки, по пути следования бросали живые цветы, поэтому Крестный ход В России называли благоуханной дорогой. Например, при перенесении святых мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киево-Печерской лавры в 1910 г. дорогу устилали свежескошенной травой, устраивали растительные арки, а также навесы для богослужения, девицы учебных заведений бросали по пути следования живые цветы.

Spasibo Vam ogromnoe za poleznost informazii! Ne mogli bi Vi prosvyatit v tradizii poxoron ....kakoj poryadok zerkovnij i kakie tipichnie obryadi est ili vozrozhdayutsya snova?

Малова О.Д. 26.01.2011 13:47

Re: Храмовая флористика
 
Вложений: 7
В погребальных молитвословиях содержится церковное учение о Рае, а значит и цветы при погребении имеют особое символическое значение. Погребение совершается в белых облачениях. Плащаница Спасителя в Страстную Пятницу и Плащаница Божией Матери на Успение украшаются белыми цветами. В погребальном обычае на Святой Руси цветы не просто присутствовали, но имели символическое значение: ель-вечная жизнь, любовь и молитвенная память по отношению к усопшим, лавр победа и воскресение, пальма - победа праведников, верба - новая жизнь и воскресение, в XIX в. стали появляться и другие растения, например, подсолнечник, который сливаясь с образом солнца, ассоциируется со Спасителем - "Солнцем правды". Изображение этих растений можно видеть на старых памятниках, но в новейшее время эта символика забылась, так как Православие не стало образом жизни большинства советских граждан. Цветы сегодня служат, к сожалению, лишь чествованием земной жизни, уже распростившихся с ней. В настоящее время в Церкви используются цветочные венки с крестом. Одна старица говорила мне (ей в 2010 г. исполнилось 100 лет), что православную могилку с крестом правильнее обкладывать дерновой землёй и постригать зелень, например, барвинок. Так в Серафимо-Дивеевском монастыре. В настоящее время стал устойчивым обычай покупать искусственные цветы перед Пасхой, в больших количествах их изготавливают и продают в последние дни Великого поста на наших рынках. Сравнить этот коммерческий обычай можно с продажей валентинок. Обычай это рождён в советское время, скорее всего как массовое желание и потребность души приобщиться к празднику, но, как свидетельствует святой Киприан Карфагенский "незаметно вошедший у некоторых обычай не должен служить препятствием к победе и утверждению истины, ибо обычай без истины есть только старое заблуждение".Старица, о которой упоминала выше, жила в дореволюционной России и рассказывает, что "накануне Пасхи на могилках близких зажигали лампадки, которые устанавливали в маленькие ковчеги с иконкой у крестов, и в пасхальную ночь кладбище светилось огоньками, приносили также освящённую вербу. А бумажных цветов и венков не было, потому. как она говорит, и мусора не было на кладбище. Да и поминовение усопших по церковному уставу совершается не на Светлой седмице, а во вторник следующей недели - это "Радоница", на которую украшают цветами в храмах канунник - поминальный столик. Что касается чина погребения в Церкви, то он не изменяется во времени. Об этом издано много книг в настоящее время, и они продаются в православных храмах. Насколько я знаю, московские власти даже решали вопрос о запрещении бумажных цветов на кладбище. А тема живых и искусственных цветов в храме очень важна. Об этом свидетельствует и святоотеческое наследие. Например, сравнительный образ живых и искусственных цветов даёт преподобный Варсонофий Оптинский для того, чтобы показать нам неисчерпаемую глубину Священного Писания: "Видали ли вы искусственные цветы французской работы? Сделаны они так хорошо, что, пожалуй, не уступят по красоте живому растению, но это пока рассматриваем оба цветка невооружённым взглядом. Возьмём сильное увеличивающее стекло. И что же мы увидим тогда? Вместо одного цветка - нагромождение канатов, грубых и некрасивых узлов; вместо другого - пречудное по красоте и изяществу создание. И чем сильнее стекло, тем яснее выступает разница между прекрасным творением рук Божиих и жалким подражанием людским.Чем больше вчитываемся мы в Евангелие, тем более выясняется разница между ним и лучшими произведениями величайших человеческих умов". Но красота живых цветов в Церкви не только для глаз, это ещё пища для ума и сердца:проповедь и наставление. Поэтому велика ответственность флориста в Церкви.

1. Гробница Святейшего Патриарха Алексия II.
2. Возложение венка, Святейший Патриарх Кирилл.
3. Могилка блаженной Марии Дивеевской.
4. Лития на могиле митрополита Никодима Ротова. 2010 г.
5. Могила блаженной Матроны в день 90-летия её преставления.
6. Парастас в Богоявленском соборе. Година Патриарха Алексия II.
7. В Серафимо-Дивеевском монастыре.
[1] Варсонофий Оптинский, преподобный. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма / преподобный Варсонофий Оптинский; Венок на могилу Батюшки. – Козельск: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005. – 692 с. – С.26.

Малова О.Д. 26.01.2011 15:00

Re: Храмовая флористика
 
Вложений: 2
По благословению настоятеля в некоторых храмах украшают ещё и канунник – низенький столик, на котором стоит изображение Распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, то есть заупокойные Богослужения. Как правило, канунник украшают в дни особого поминовения усопших, например, в Троицкую родительскую субботу – цветами и берёзовыми ветвями или для особенно торжественной молитвы за умерших во вторник Фоминой недели после праздника Пасхи, этот вторник называется Радоницей. это фото из моего архива, В каком храме так украсили канунник мне неизвестно, но, вероятно это один из немногих храмов, так как подобного не видела больше нигде.

leo-sun 26.01.2011 15:30

Re: Храмовая флористика
 
Спасибо большое!

elenka78 26.01.2011 18:51

Re: Храмовая флористика
 
Цитата:

Сообщение от Малова О.Д. (Сообщение 82036)
В погребальных молитвословиях содержится церковное учение о Рае, а значит и цветы при погребении имеют особое символическое значение. Погребение совершается в белых облачениях. Плащаница Спасителя в Страстную Пятницу и Плащаница Божией Матери на Успение украшаются белыми цветами. В погребальном обычае на Святой Руси цветы не просто присутствовали, но имели символическое значение: ель-вечная жизнь, любовь и молитвенная память по отношению к усопшим, лавр победа и воскресение, пальма - победа праведников, верба - новая жизнь и воскресение, в XIX в. стали появляться и другие растения, например, подсолнечник, который сливаясь с образом солнца, ассоциируется со Спасителем - "Солнцем правды". Изображение этих растений можно видеть на старых памятниках, но в новейшее время эта символика забылась, так как Православие не стало образом жизни большинства советских граждан. Цветы сегодня служат, к сожалению, лишь чествованием земной жизни, уже распростившихся с ней. В настоящее время в Церкви используются цветочные венки с крестом. Одна старица говорила мне (ей в 2010 г. исполнилось 100 лет), что православную могилку с крестом правильнее обкладывать дерновой землёй и постригать зелень, например, барвинок. Так в Серафимо-Дивеевском монастыре. В настоящее время стал устойчивым обычай покупать искусственные цветы перед Пасхой, в больших количествах их изготавливают и продают в последние дни Великого поста на наших рынках. Сравнить этот коммерческий обычай можно с продажей валентинок. Обычай это рождён в советское время, скорее всего как массовое желание и потребность души приобщиться к празднику, но, как свидетельствует святой Киприан Карфагенский "незаметно вошедший у некоторых обычай не должен служить препятствием к победе и утверждению истины, ибо обычай без истины есть только старое заблуждение".Старица, о которой упоминала выше, жила в дореволюционной России и рассказывает, что "накануне Пасхи на могилках близких зажигали лампадки, которые устанавливали в маленькие ковчеги с иконкой у крестов, и в пасхальную ночь кладбище светилось огоньками, приносили также освящённую вербу. А бумажных цветов и венков не было, потому. как она говорит, и мусора не было на кладбище. Да и поминовение усопших по церковному уставу совершается не на Светлой седмице, а во вторник следующей недели - это "Радоница", на которую украшают цветами в храмах канунник - поминальный столик. Что касается чина погребения в Церкви, то он не изменяется во времени. Об этом издано много книг в настоящее время, и они продаются в православных храмах. Насколько я знаю, московские власти даже решали вопрос о запрещении бумажных цветов на кладбище. А тема живых и искусственных цветов в храме очень важна. Об этом свидетельствует и святоотеческое наследие. Например, сравнительный образ живых и искусственных цветов даёт преподобный Варсонофий Оптинский для того, чтобы показать нам неисчерпаемую глубину Священного Писания: "Видали ли вы искусственные цветы французской работы? Сделаны они так хорошо, что, пожалуй, не уступят по красоте живому растению, но это пока рассматриваем оба цветка невооружённым взглядом. Возьмём сильное увеличивающее стекло. И что же мы увидим тогда? Вместо одного цветка - нагромождение канатов, грубых и некрасивых узлов; вместо другого - пречудное по красоте и изяществу создание. И чем сильнее стекло, тем яснее выступает разница между прекрасным творением рук Божиих и жалким подражанием людским.Чем больше вчитываемся мы в Евангелие, тем более выясняется разница между ним и лучшими произведениями величайших человеческих умов". Но красота живых цветов в Церкви не только для глаз, это ещё пища для ума и сердца:проповедь и наставление. Поэтому велика ответственность флориста в Церкви.

1. Гробница Святейшего Патриарха Алексия II.
2. Возложение венка, Святейший Патриарх Кирилл.
3. Могилка блаженной Марии Дивеевской.
4. Лития на могиле митрополита Никодима Ротова. 2010 г.
5. Могила блаженной Матроны в день 90-летия её преставления.
6. Парастас в Богоявленском соборе. Година Патриарха Алексия II.
7. В Серафимо-Дивеевском монастыре.
[1] Варсонофий Оптинский, преподобный. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма / преподобный Варсонофий Оптинский; Венок на могилу Батюшки. – Козельск: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005. – 692 с. – С.26.

Спасибо большое! Тема храмовой флористики, на самом деле, очень тонкая и духовная. Лучше чем Вы, пожалуй, и нельзя было бы рассказать. О неживых цветах откуда-то знаю, что ими вообще запрещено украшать, т.к. они таят в себе ложь.

Малова О.Д. 26.01.2011 20:13

Re: Храмовая флористика
 
Патриарх Алексий I просил не приносить в храм бумажные цветы, потому что в них «нет правды», а архиепископ Аверкий считает, что обычай “украшать” храм искусственными цветами пришёл к нам через Малороссию, с латинского Запада: «Никаких указаний в Уставе на этот счёт нет, но естественному здоровому религиозному чувству должны претить такие украшения святыни искусственными цветами, и у нас в Православной Церкви этого никогда не было принято делать. Пришло ли бы кому-нибудь в голову положить в гроб своего отца или матери “букет” искусственных цветов? Тем более странно и неуместно класть искусственные цветы на святыню, перед которой мы должны благоговеть. Искусственные цветы – не настоящие, в нашем почитании святыни всё должно быть настоящим». В четвёртом томе «Настольной книги священнослужителя» читаем: «Крест может быть украшен венком только из живых цветов».

25dima 03.02.2011 18:35

Re: Храмовая флористика
 
как здорово

Луканова Любовь 04.02.2011 19:47

Re: Храмовая флористика
 
[QUOTE=Малова О.Д.;80456]фотографии[/QUOT МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛИСЬ ВАШИ РАБОТЫ

Onega 05.02.2011 00:30

Re: Храмовая флористика
 
Цитата:

Сообщение от Малова О.Д. (Сообщение 82036)
В погребальных молитвословиях содержится церковное учение о Рае, а значит и цветы при погребении имеют особое символическое значение. Погребение совершается в белых облачениях. Плащаница Спасителя в Страстную Пятницу и Плащаница Божией Матери на Успение украшаются белыми цветами. В погребальном обычае на Святой Руси цветы не просто присутствовали, но имели символическое значение: ель-вечная жизнь, любовь и молитвенная память по отношению к усопшим, лавр победа и воскресение, пальма - победа праведников, верба - новая жизнь и воскресение, в XIX в. стали появляться и другие растения, например, подсолнечник, который сливаясь с образом солнца, ассоциируется со Спасителем - "Солнцем правды". Изображение этих растений можно видеть на старых памятниках, но в новейшее время эта символика забылась, так как Православие не стало образом жизни большинства советских граждан. Цветы сегодня служат, к сожалению, лишь чествованием земной жизни, уже распростившихся с ней. В настоящее время в Церкви используются цветочные венки с крестом. Одна старица говорила мне (ей в 2010 г. исполнилось 100 лет), что православную могилку с крестом правильнее обкладывать дерновой землёй и постригать зелень, например, барвинок. Так в Серафимо-Дивеевском монастыре. В настоящее время стал устойчивым обычай покупать искусственные цветы перед Пасхой, в больших количествах их изготавливают и продают в последние дни Великого поста на наших рынках. Сравнить этот коммерческий обычай можно с продажей валентинок. Обычай это рождён в советское время, скорее всего как массовое желание и потребность души приобщиться к празднику, но, как свидетельствует святой Киприан Карфагенский "незаметно вошедший у некоторых обычай не должен служить препятствием к победе и утверждению истины, ибо обычай без истины есть только старое заблуждение".Старица, о которой упоминала выше, жила в дореволюционной России и рассказывает, что "накануне Пасхи на могилках близких зажигали лампадки, которые устанавливали в маленькие ковчеги с иконкой у крестов, и в пасхальную ночь кладбище светилось огоньками, приносили также освящённую вербу. А бумажных цветов и венков не было, потому. как она говорит, и мусора не было на кладбище. Да и поминовение усопших по церковному уставу совершается не на Светлой седмице, а во вторник следующей недели - это "Радоница", на которую украшают цветами в храмах канунник - поминальный столик. Что касается чина погребения в Церкви, то он не изменяется во времени. Об этом издано много книг в настоящее время, и они продаются в православных храмах. Насколько я знаю, московские власти даже решали вопрос о запрещении бумажных цветов на кладбище. А тема живых и искусственных цветов в храме очень важна. Об этом свидетельствует и святоотеческое наследие. Например, сравнительный образ живых и искусственных цветов даёт преподобный Варсонофий Оптинский для того, чтобы показать нам неисчерпаемую глубину Священного Писания: "Видали ли вы искусственные цветы французской работы? Сделаны они так хорошо, что, пожалуй, не уступят по красоте живому растению, но это пока рассматриваем оба цветка невооружённым взглядом. Возьмём сильное увеличивающее стекло. И что же мы увидим тогда? Вместо одного цветка - нагромождение канатов, грубых и некрасивых узлов; вместо другого - пречудное по красоте и изяществу создание. И чем сильнее стекло, тем яснее выступает разница между прекрасным творением рук Божиих и жалким подражанием людским.Чем больше вчитываемся мы в Евангелие, тем более выясняется разница между ним и лучшими произведениями величайших человеческих умов". Но красота живых цветов в Церкви не только для глаз, это ещё пища для ума и сердца:проповедь и наставление. Поэтому велика ответственность флориста в Церкви.

1. Гробница Святейшего Патриарха Алексия II.
2. Возложение венка, Святейший Патриарх Кирилл.
3. Могилка блаженной Марии Дивеевской.
4. Лития на могиле митрополита Никодима Ротова. 2010 г.
5. Могила блаженной Матроны в день 90-летия её преставления.
6. Парастас в Богоявленском соборе. Година Патриарха Алексия II.
7. В Серафимо-Дивеевском монастыре.
[1] Варсонофий Оптинский, преподобный. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма / преподобный Варсонофий Оптинский; Венок на могилу Батюшки. – Козельск: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005. – 692 с. – С.26.


Очень все интересно! Спасибо Вам за такие подробные ликбезы! очень нужная информация!

Мне очень понравилась последняя фото....православного кладбища....так чисто ухожено ...и цветы на могилке высажены...так бы по всей России сделать, вменить обязательность !

neva3005Елена 07.02.2011 13:45

Re: Храмовая флористика
 
Вложений: 6
Занимаюсь украшением храма,недавно я не флорист,это работы просто от души. Но хочется сделай как можно лучше,особенно когда посмотришь выставленные фото.Посмотрите работы хотелось бы критики и пожеланий :cw:


Текущее время: 00:59. Часовой пояс GMT +4.

© 2004 - 2025
Сообщество профессионалов и любителей флористики Floristic.Ru