Флористика, флорист работа, курсы флористики
 

Вернуться   Флористика: популярный флористический форум Обучение флористике Гуманитарные основы флористики
Забыли пароль?

Гуманитарные основы флористики История, философия и другие аспекты флористики.

Понравилась тема? Поддержите ее в социальных сетях!

Ответ
 
LinkBack Опции темы Опции просмотра
Старый
  (#1)
Ожидает подтверждения
Гусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутация
 
Аватар для Гусева Юлия
 
Добавить в друзья

Сообщений: 714
Сказал(а) спасибо: 332
Поблагодарили 380 раз(а) в 112 сообщениях
Регистрация: 14.09.2010
Рейтинг: 0
По умолчанию легенды о цветах - 15.10.2010, 20:20

Писала я недавно курсовую на тему "Цветочные сюжеты «Метаморфоз» Овидия в картине «Царство Флоры» Никола Пуссена и других живописцев." И подумала - а вдруг и вам будет интересно... Всю курсовую выкладывать не буду - не садист я все-таки, а выжимки - пожалуй.
Итак, введение. Дальше планируется - легенда о нарциссе, гиацинте, аяксе и адонисе. Если интересно - скажите!

Миниатюры
www.floristic.ru - Флористика. Флористика в искусстве  
   
Ответить с цитированием
 
Старый
  (#2)
Ожидает подтверждения
Гусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутация
 
Аватар для Гусева Юлия
 
Добавить в друзья

Сообщений: 714
Сказал(а) спасибо: 332
Поблагодарили 380 раз(а) в 112 сообщениях
Регистрация: 14.09.2010
Рейтинг: 0
По умолчанию Re: Флористика в искусстве - 15.10.2010, 20:21

Трудно назвать литературное произведение, которое оказало бы такое влияние на изобразительное искусство, как прославленные «Метаморфозы» (или «Превращения») римского поэта Овидия. Начиная с 15 в. античные сюжеты, почерпнутые из овидиевых «Метаморфоз», изображались художниками и скульпто*рами великое множество раз
«Метаморфозы» были любимой книгой юности таких разных людей как Чосер, Монтень, Вордсворт и Гете. Овидий входит в четверку античных знаменитостей, приветствующую Данте с Вергилием у входа в Ад («Божественная комедия», Ад, 4). В средние века Ови*дия почитали за колдуна — на его родине в Сульмоне до сих пор сохранились предания о волшебнике «Видии». В эпоху Возрождения Овидий считался, напротив, идеа*лом человека и тогда же — в 1471 его стихи были впер*вые изданы.
Овидием про*должали восхищаться и в XIX веке, и знакомство с его поэ*зией было обязательным элементом классического обра*зования, хотя содержание стихов Овидия не всегда устраивало (и до сих пор не устраивает) преподавателей с моральной точки зрения. Надо однако, сделать скидку на то, что считается моральным и нравственным в современном мире, не было единственно возможным вариантом в мире и временах Овидия. И в его стихах есть легенды и истории, обсуждение которых достаточно жестко табуировано и в наше время, не говоря уже о гораздо более жестких временах средневековья.
«Метаморфозы» - эпическая поэма, включающая в себя множество древних мифов (по преимуществу греческих) о превращении богов и людей в животных, растения, камни, реки, созвездия. Невозможно перечислить имена всех художников, черпавших свое вдохновение и сюжеты в поэме. Некоторые сюжеты стали узнаваемы с первого взгляда, некоторые – довольно трудно угадать в произведениях живописцев, тем более, что каждый художник интерпретирует тот или иной сюжет согласно собственным воззрениям, моде, стилю и подверженности тому или иному направлению. Нас в данном случае интересует рассказ именно о цветочных «Метаморфозах». Существует огромное количество произведений, иллюстрирующих миф о Нарциссе и Гиацинте, Адонисе, Клитии. Но только у Никола Пуссена на его эпическом полотне собрались самые известные (а частью и малоизвестные, но жизненно необходимые для построения композиции картины) герои.

Надо сказать, что в этой картине Пуссен не стремиться проиллюстрировать миф, в точности следуя за Овидием. Мастер рассчитывает на зрителя, которому знакома поэма. Такой зритель еще в большей степени может оценить замысел живописца, совершенную им метаморфозу, ибо под кистью Пуссена необузданные и мифические герои претерпевают поистине волшебные превращения и навечно сохраняют свой новый облик. Как уже не раз говорилось, сюжетной основой «Царства Флоры» (1631; Дрезден, Картинная галерея) послужили «Метаморфозы» Овидия. Картина изображает мифологических героев, после смерти превратившихся в цветы: под гермой Приапа, бога садов, — Аякс, бросающийся на меч;
Рядом Нарцисс, устремивший взор в зеркало воды, что в сосуде, подле которого сидит, прекрасная нимфа.
За Нарциссом мы узнаем Клитию, что «вертится Солнцу вослед».
Затем Гиацинт со своей «исцелимою раной»;
С верными псами у ног Адонис.
Один из беззаботных путти, наслаждающийся благоуханием цветка, замыкает композицию. Всех этих героев собрала в своем царстве вечно юная богиня Флора (она — в центре, в зеленом хитоне, кружащаяся в радостном танце). Впрочем, точнее было бы сказать, что их собрал в своей композиции Пуссен, объединивший несколько сюжетных мотивов. В этом объединении заключен глубокий смысл. Художник не ограничивает свою задачу простым рассказом, в основе его замысла, как и всегда, лежит идея общего порядка — идея вечного обновления природы, вечного возрождения жизни гибели героев отходит на второй план, их смерть дает начало новой жизни. Даже запечатленный в момент самоубийства Аякс воспринимается как участник веселого хоровода. Свет, даруемый лучезарным богом, колесница которого совершает свой изо дня в день повторяющийся бег по небу, сообщает изображению еще большую праздничность. Человеческие тела приобретают флороморфный характер: подобно растениям, они изгибаются, вьются, образуя в своем движении сложные кривые, из которых наиболее часто повторяется S-образная, красноречиво обозначенная в свое время Вильямом Хогартом как «Line of Beauty and Graces — «линия красоты и привлекательности» 36.
   
Ответить с цитированием
Старый
  (#3)
Ожидает подтверждения
Гусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутация
 
Аватар для Гусева Юлия
 
Добавить в друзья

Сообщений: 714
Сказал(а) спасибо: 332
Поблагодарили 380 раз(а) в 112 сообщениях
Регистрация: 14.09.2010
Рейтинг: 0
По умолчанию Re: Флористика в искусстве - 15.10.2010, 20:50

II. Нарцисс
Легенда
В «Метаморфозах» Овидия рассказана легенда о Нарциссе и Эхо, послужившая источником вдохновения для многих людей искусства. Ее пересказывали поэты и писатели, иллюстрировали живописцы, скульпторы ваяли прекрасные статуи. Вот как звучит она в изложении Куна:
«Кто не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары ее, кто противится ее
власти, того немилосердно карает богиня любви. Так покарала она сына речного
бога Кефиса и нимфы Лаврионы, прекрасного, но холодного, гордого Нарцисса.
Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви.
Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидала его
нимфа Эхо. Нимфа не могла сама заговорить с Нарциссом. На ней тяготело
наказание богини Геры: молчать должна была нимфа Эхо, а отвечать на вопросы
она могла лишь тем, что повторяла их последние слова. С восторгом смотрела
Эхо на стройного красавца-юношу, скрытая от него лесной чащей. Нарцисс
огляделся кругом, не зная, куда ему идти, и громко крикнул:
- Эй, кто здесь?
-Здесь! - раздался громкий ответ Эхо.
- Иди сюда! - крикнул Нарцисс.
- Сюда! - ответила Эхо.
С изумлением смотрит прекрасный Нарцисс по сторонам. Никого нет.
Удивленный этим, он громко воскликнул:
- Сюда, скорей ко мне!
И радостно откликнулась Эхо.
- Ко мне!
Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но гневно оттолкнул ее
прекрасный юноша. Ушел он поспешно от нимфы и скрылся в темном лесу.
Спряталась в лесной непроходимой чаще и отвергнутая нимфа, Она страдает
от любви к Нарциссу, никому не показывается и только печально отзывается на
всякий возглас несчастная Эхо.
- Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимностью человек,
которого ты полюбишь!
Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита на то,
что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды весной во время охоты
Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Еще ни разу не
касались вод этого ручья ни пастух, ни горные козы, ни разу не падала в
ручей сломанная ветка, даже ветер не заносил в ручей лепестков пышных
цветов. Вода его была чиста и прозрачна. Как в зеркале, отражалось в ней все
вокруг: и кусты, разросшиеся по берегу, и стройные кипарисы, и голубое небо.
Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками на камень, выступавший из воды, и
отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то постигла его кара
Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь
овладевает им. Полными любви глазами он смотрит на свое изображение в воде,
оно манит его, зовет, простирает к нему руки. Наклоняется Нарцисс к зеркалу
вод, чтобы поцеловать свое отражение, но целует только студеную, прозрачную
воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья; не отрываясь, любуется
самим собой. Он не ест, не пьет, не спит. Наконец, полный отчаяния,
восклицает Нарцисс, простирая руки к своему отражению:
- 0, кто страдал так жестоко! Нас разделяют не горы, не моря, а только
полоска воды, и все же не можем быть с тобой вместе. Выйди же из ручья!
Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже приближение смерти,

но все-таки не может оторваться от своего отражения. Плачет Нарцисс.
Видит и несчастная нимфа Эхо, как страдает Нарцисс. Она по-прежнему любит
его; страдания Нарцисса болью сжимают ей сердце.
- О, горе! - восклицает Нарцисс.
- О, горе! - отвечает Эхо.
Наконец, измученный слабеющим голосом воскликнул Нарцисс, глядя на свое
отражение:
- Прощай!
И еще тише чуть слышно прозвучал отклик нимфы Эхо:
- Прощай!
Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти
покрыл его очи. Умер Нарцисс. Плакали в лесу младые нимфы, и плакала Эхо.
Приготовили нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за его телом, то не
нашли его. На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос
белый душистый цветок - цветок смерти; Нарцисс зовут его»
В данном случае интерпретация этой легенды – в ее «прихорашивании». Овидий рассказывает легенду не о себялюбии, а о любви Нарцисса к прекрасному юноше, которого увидел в водах озера. Речь идет именно о наказании за отвергнутую любовь других девушек и юношей. Случайность и предрасположенность – что любовью всей жизни Нарцисса становится он сам. И Пуссен на своей картине рассказывает именно о любви и смерти от нее – недаром, среди смертных человеческих персонажей в окружении Флоры он помещает еще и нимфу Эхо – существо бессмертное, бесплотное, но любящее… Эхо держит сосуд, в который смотрится Нарцисс и печально смотрит на возлюбленного, что так жестоко отвергает ее любовь. К этому сюжету Пуссен возвращается неоднократно –
«Нарцисс и Эхо» - на ней нимфа жалуется Афродите (а может, упрекает ее за жестокосердие), указывая на Нарцисса, что ведет бесконечный разговор сам с собой…


Или еще одна интерпретация:



Нарцисс уже умер, у головы его распускаются нежные поэтические цветочки, плачет у скалы Эхо, глядя на прекрасного юношу, что отверг ее, и смотрит на зрителя маленький амур, держа факел с негасимой любовью. Печален сюжет, но как светла сама картина. Ветер, что сдувает пламя с факела, уносит и мрачные тучи на горизонте и открывает светлое чистое небо. Диалог со зрителем ведут и Эхо и Амур. Рассказывая, что «несчастной любовь не бывает, даже если она убивает»…
Печальна участь влюбленного:
«Чахнет и тайным огнем сжигается мало-помалу. Красок в нем более нет, уж нет с белизною румянца, Бодрости нет, ни сил, всего, что, бывало, пленяло. Тела не стало его, которого Эхо любила, Видя все это, она, хоть и будучи в гневе и помня, Сжалилась; лишь говорил несчастный мальчик: "Увы мне!" - Вторила тотчас она, на слова отзываясь: "Увы мне!" Если же он начинал ломать в отчаянье руки, Звуком таким же она отвечала унылому звуку, Вот что молвил в конце неизменно глядевшийся в воду: "Мальчик, напрасно, увы, мне желанный!" И слов возвратила Столько же; и на "прости!" - "прости!" ответила Эхо. Долго лежал он, к траве головою приникнув усталой; Смерть закрыла глаза, что владыки красой любовались. Даже и после - уже в обиталище принят Аида - В воды он Стикса смотрел на себя. Сестрицы-наяды С плачем пряди волос поднесли в дар памятный брату. Плакали нимфы дерев - и плачущим вторила Эхо. И уж носилки, костер и факелы приготовляли, - Не было тела нигде. Но вместо тела шафранный Ими найден был цветок с белоснежными вкруг лепестками.
   
Ответить с цитированием
Старый
  (#4)
Ожидает подтверждения
Гусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутация
 
Аватар для Гусева Юлия
 
Добавить в друзья

Сообщений: 714
Сказал(а) спасибо: 332
Поблагодарили 380 раз(а) в 112 сообщениях
Регистрация: 14.09.2010
Рейтинг: 0
По умолчанию Re: Флористика в искусстве - 15.10.2010, 21:37

К прекрасной легенде, рассказанной Овидием, художники обращались бесчисленное множество раз. Фреска в Помпее рассказывает эту историю в античности.

А вот перед нами Нарцисс Леонардо (около 1490 года):


В роли Нарцисса Леонардо изобразил Салаи (реал. Джакомо Капротти) - своего ученика. Сказать комплимент, сравнив с прекрасным юношей, или упрекнуть в самолюбовании, а может рассказать о своей несчастной любви – что хотел сказать великий художник, рисуя эту картину неизвестно. Но зная легенду, видим не просто портрет, а – историю…
Изящен «Нарцисс» Караваджо (1598-99 гг.,), пытается в воде дотронуться до любимого, не потревожив отражения. Тщетно ..





Страдает Нарцисс Рубенса – и это не нежный юноша, а мощный воин.
   
Ответить с цитированием
Старый
  (#5)
Ожидает подтверждения
Гусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутация
 
Аватар для Гусева Юлия
 
Добавить в друзья

Сообщений: 714
Сказал(а) спасибо: 332
Поблагодарили 380 раз(а) в 112 сообщениях
Регистрация: 14.09.2010
Рейтинг: 0
По умолчанию Re: Флористика в искусстве - 15.10.2010, 21:44


Меняются времена исовсем другой Нарцисс предстает на картине Франсуа Лемуана (1729) - изящна поза, прекрасны скалы и деревья. Прекрасно все – «и лицо, и одежда, и душа, и мысли».



Но самые красивые, с моей точки зрения – Нарциссы эпохи романтизма. Это мужчина в полном расцвете сил, с телом не просто красивым – а ухоженным. Похожий на мужских супермоделей нашего времени – только непонятно что рекламирующих – красные плащики?




Это былАдольф Жозеф Грасси, "Нарцисс" , а вот очень похож и из того же времени - Нарцисс Брюллова








   
Ответить с цитированием
Старый
  (#6)
Ожидает подтверждения
Гусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутация
 
Аватар для Гусева Юлия
 
Добавить в друзья

Сообщений: 714
Сказал(а) спасибо: 332
Поблагодарили 380 раз(а) в 112 сообщениях
Регистрация: 14.09.2010
Рейтинг: 0
По умолчанию Re: Флористика в искусстве - 15.10.2010, 21:49

Спустя время появятся еще Нарциссы – у Джона Вильяма Уотерхауса, созданную в 1903 году, в которой отображены события этого античного сюжета. Вы видите юношу в красных одеяниях, наклонившегося над собственным отражением и протягивающего к нему руку. На другом берегу сидит прекраснейшая Эхо, держась за ветвь дерева. Зритель мгновенно пленяется ее изумительным девичьим станом. Потом придет время Сальвадора Дали с его «Метаморфозами Нарцисса»…


Вот Дали:



И, наконец, наше время – с нарциссами, блистающими нетрадиционной ориентацией, с нарциссами истощенными, философскими, пугающими, страдающими, измученными – одним словом, почувствуйте разницу…


*

Тут я, к сожалению, не могу указать авторов, хотя можно и попытаться. но это точно Нарциссы нашего времени..

В общем, вывод можно сделать такой: если на картине вы видите мужчину у воды. что-то там внимательно высматривающего, то знайте - это не умирающий от жажды странник, и не товарищ, желающий поговорить с Ихтиандром, а рассказ о несчастной любви к прекрасному юноше...
И это я еще про Эхо не рассказала ...

Последний раз редактировалось Гусева Юлия; 16.10.2010 в 14:41..
   
Ответить с цитированием
Ответ

Метки
флористика в искусстве


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Траурная флористика Onega Событийная флористика 967 10.09.2019 21:02
Свадебная флористика. Admin Свадебная флористика 9285 30.06.2019 20:44
Флористика в фототворчестве terra86 Гуманитарные основы флористики 336 11.03.2014 00:54
Флористика в Калифорнии Светик-Семицветик Мировая флористика 133 08.04.2013 16:54
Финская флористика Tanja Мировая флористика 23 20.09.2011 12:58


Soundbox - best music videos



© 2004 - 2025
Сообщество профессионалов и любителей флористики Floristic.Ru