|
|
|
|
Гуманитарные основы флористики История, философия и другие аспекты флористики. |
Понравилась тема? Поддержите ее в социальных сетях! |
![]() |
|
LinkBack | Опции темы | Опции просмотра |
|
(#1)
![]() |
|
Ожидает подтверждения
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Добавить в друзья Сообщений: 714
Сказал(а) спасибо: 332
Поблагодарили 380 раз(а) в 112 сообщениях
Регистрация: 14.09.2010
Рейтинг: 0
|
![]() Писала я недавно курсовую на тему "Цветочные сюжеты «Метаморфоз» Овидия в картине «Царство Флоры» Никола Пуссена и других живописцев." И подумала - а вдруг и вам будет интересно... Всю курсовую выкладывать не буду - не садист я все-таки, а выжимки - пожалуй.
Итак, введение. Дальше планируется - легенда о нарциссе, гиацинте, аяксе и адонисе. Если интересно - скажите! |
|
![]() |
(#2)
![]() |
|
Ожидает подтверждения
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Добавить в друзья Сообщений: 714
Сказал(а) спасибо: 332
Поблагодарили 380 раз(а) в 112 сообщениях
Регистрация: 14.09.2010
Рейтинг: 0
|
![]() Трудно назвать литературное произведение, которое оказало бы такое влияние на изобразительное искусство, как прославленные «Метаморфозы» (или «Превращения») римского поэта Овидия. Начиная с 15 в. античные сюжеты, почерпнутые из овидиевых «Метаморфоз», изображались художниками и скульпто*рами великое множество раз
«Метаморфозы» были любимой книгой юности таких разных людей как Чосер, Монтень, Вордсворт и Гете. Овидий входит в четверку античных знаменитостей, приветствующую Данте с Вергилием у входа в Ад («Божественная комедия», Ад, 4). В средние века Ови*дия почитали за колдуна — на его родине в Сульмоне до сих пор сохранились предания о волшебнике «Видии». В эпоху Возрождения Овидий считался, напротив, идеа*лом человека и тогда же — в 1471 его стихи были впер*вые изданы. Овидием про*должали восхищаться и в XIX веке, и знакомство с его поэ*зией было обязательным элементом классического обра*зования, хотя содержание стихов Овидия не всегда устраивало (и до сих пор не устраивает) преподавателей с моральной точки зрения. Надо однако, сделать скидку на то, что считается моральным и нравственным в современном мире, не было единственно возможным вариантом в мире и временах Овидия. И в его стихах есть легенды и истории, обсуждение которых достаточно жестко табуировано и в наше время, не говоря уже о гораздо более жестких временах средневековья. «Метаморфозы» - эпическая поэма, включающая в себя множество древних мифов (по преимуществу греческих) о превращении богов и людей в животных, растения, камни, реки, созвездия. Невозможно перечислить имена всех художников, черпавших свое вдохновение и сюжеты в поэме. Некоторые сюжеты стали узнаваемы с первого взгляда, некоторые – довольно трудно угадать в произведениях живописцев, тем более, что каждый художник интерпретирует тот или иной сюжет согласно собственным воззрениям, моде, стилю и подверженности тому или иному направлению. Нас в данном случае интересует рассказ именно о цветочных «Метаморфозах». Существует огромное количество произведений, иллюстрирующих миф о Нарциссе и Гиацинте, Адонисе, Клитии. Но только у Никола Пуссена на его эпическом полотне собрались самые известные (а частью и малоизвестные, но жизненно необходимые для построения композиции картины) герои. Надо сказать, что в этой картине Пуссен не стремиться проиллюстрировать миф, в точности следуя за Овидием. Мастер рассчитывает на зрителя, которому знакома поэма. Такой зритель еще в большей степени может оценить замысел живописца, совершенную им метаморфозу, ибо под кистью Пуссена необузданные и мифические герои претерпевают поистине волшебные превращения и навечно сохраняют свой новый облик. Как уже не раз говорилось, сюжетной основой «Царства Флоры» (1631; Дрезден, Картинная галерея) послужили «Метаморфозы» Овидия. Картина изображает мифологических героев, после смерти превратившихся в цветы: под гермой Приапа, бога садов, — Аякс, бросающийся на меч; Рядом Нарцисс, устремивший взор в зеркало воды, что в сосуде, подле которого сидит, прекрасная нимфа. За Нарциссом мы узнаем Клитию, что «вертится Солнцу вослед». Затем Гиацинт со своей «исцелимою раной»; С верными псами у ног Адонис. Один из беззаботных путти, наслаждающийся благоуханием цветка, замыкает композицию. Всех этих героев собрала в своем царстве вечно юная богиня Флора (она — в центре, в зеленом хитоне, кружащаяся в радостном танце). Впрочем, точнее было бы сказать, что их собрал в своей композиции Пуссен, объединивший несколько сюжетных мотивов. В этом объединении заключен глубокий смысл. Художник не ограничивает свою задачу простым рассказом, в основе его замысла, как и всегда, лежит идея общего порядка — идея вечного обновления природы, вечного возрождения жизни гибели героев отходит на второй план, их смерть дает начало новой жизни. Даже запечатленный в момент самоубийства Аякс воспринимается как участник веселого хоровода. Свет, даруемый лучезарным богом, колесница которого совершает свой изо дня в день повторяющийся бег по небу, сообщает изображению еще большую праздничность. Человеческие тела приобретают флороморфный характер: подобно растениям, они изгибаются, вьются, образуя в своем движении сложные кривые, из которых наиболее часто повторяется S-образная, красноречиво обозначенная в свое время Вильямом Хогартом как «Line of Beauty and Graces — «линия красоты и привлекательности» 36. |
|
![]() |
(#3)
![]() |
|
Ожидает подтверждения
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Добавить в друзья Сообщений: 714
Сказал(а) спасибо: 332
Поблагодарили 380 раз(а) в 112 сообщениях
Регистрация: 14.09.2010
Рейтинг: 0
|
![]() II. Нарцисс
Легенда В «Метаморфозах» Овидия рассказана легенда о Нарциссе и Эхо, послужившая источником вдохновения для многих людей искусства. Ее пересказывали поэты и писатели, иллюстрировали живописцы, скульпторы ваяли прекрасные статуи. Вот как звучит она в изложении Куна: «Кто не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары ее, кто противится ее власти, того немилосердно карает богиня любви. Так покарала она сына речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы, прекрасного, но холодного, гордого Нарцисса. Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви. Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидала его нимфа Эхо. Нимфа не могла сама заговорить с Нарциссом. На ней тяготело наказание богини Геры: молчать должна была нимфа Эхо, а отвечать на вопросы она могла лишь тем, что повторяла их последние слова. С восторгом смотрела Эхо на стройного красавца-юношу, скрытая от него лесной чащей. Нарцисс огляделся кругом, не зная, куда ему идти, и громко крикнул: - Эй, кто здесь? -Здесь! - раздался громкий ответ Эхо. - Иди сюда! - крикнул Нарцисс. - Сюда! - ответила Эхо. С изумлением смотрит прекрасный Нарцисс по сторонам. Никого нет. Удивленный этим, он громко воскликнул: - Сюда, скорей ко мне! И радостно откликнулась Эхо. - Ко мне! Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но гневно оттолкнул ее прекрасный юноша. Ушел он поспешно от нимфы и скрылся в темном лесу. Спряталась в лесной непроходимой чаще и отвергнутая нимфа, Она страдает от любви к Нарциссу, никому не показывается и только печально отзывается на всякий возглас несчастная Эхо. - Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимностью человек, которого ты полюбишь! Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Еще ни разу не касались вод этого ручья ни пастух, ни горные козы, ни разу не падала в ручей сломанная ветка, даже ветер не заносил в ручей лепестков пышных цветов. Вода его была чиста и прозрачна. Как в зеркале, отражалось в ней все вокруг: и кусты, разросшиеся по берегу, и стройные кипарисы, и голубое небо. Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками на камень, выступавший из воды, и отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь овладевает им. Полными любви глазами он смотрит на свое изображение в воде, оно манит его, зовет, простирает к нему руки. Наклоняется Нарцисс к зеркалу вод, чтобы поцеловать свое отражение, но целует только студеную, прозрачную воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья; не отрываясь, любуется самим собой. Он не ест, не пьет, не спит. Наконец, полный отчаяния, восклицает Нарцисс, простирая руки к своему отражению: - 0, кто страдал так жестоко! Нас разделяют не горы, не моря, а только полоска воды, и все же не можем быть с тобой вместе. Выйди же из ручья! Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже приближение смерти, но все-таки не может оторваться от своего отражения. Плачет Нарцисс. Видит и несчастная нимфа Эхо, как страдает Нарцисс. Она по-прежнему любит его; страдания Нарцисса болью сжимают ей сердце. - О, горе! - восклицает Нарцисс. - О, горе! - отвечает Эхо. Наконец, измученный слабеющим голосом воскликнул Нарцисс, глядя на свое отражение: - Прощай! И еще тише чуть слышно прозвучал отклик нимфы Эхо: - Прощай! Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти покрыл его очи. Умер Нарцисс. Плакали в лесу младые нимфы, и плакала Эхо. Приготовили нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за его телом, то не нашли его. На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок - цветок смерти; Нарцисс зовут его» В данном случае интерпретация этой легенды – в ее «прихорашивании». Овидий рассказывает легенду не о себялюбии, а о любви Нарцисса к прекрасному юноше, которого увидел в водах озера. Речь идет именно о наказании за отвергнутую любовь других девушек и юношей. Случайность и предрасположенность – что любовью всей жизни Нарцисса становится он сам. И Пуссен на своей картине рассказывает именно о любви и смерти от нее – недаром, среди смертных человеческих персонажей в окружении Флоры он помещает еще и нимфу Эхо – существо бессмертное, бесплотное, но любящее… Эхо держит сосуд, в который смотрится Нарцисс и печально смотрит на возлюбленного, что так жестоко отвергает ее любовь. К этому сюжету Пуссен возвращается неоднократно – «Нарцисс и Эхо» - на ней нимфа жалуется Афродите (а может, упрекает ее за жестокосердие), указывая на Нарцисса, что ведет бесконечный разговор сам с собой… ![]() Или еще одна интерпретация: Нарцисс уже умер, у головы его распускаются нежные поэтические цветочки, плачет у скалы Эхо, глядя на прекрасного юношу, что отверг ее, и смотрит на зрителя маленький амур, держа факел с негасимой любовью. Печален сюжет, но как светла сама картина. Ветер, что сдувает пламя с факела, уносит и мрачные тучи на горизонте и открывает светлое чистое небо. Диалог со зрителем ведут и Эхо и Амур. Рассказывая, что «несчастной любовь не бывает, даже если она убивает»… Печальна участь влюбленного: «Чахнет и тайным огнем сжигается мало-помалу. Красок в нем более нет, уж нет с белизною румянца, Бодрости нет, ни сил, всего, что, бывало, пленяло. Тела не стало его, которого Эхо любила, Видя все это, она, хоть и будучи в гневе и помня, Сжалилась; лишь говорил несчастный мальчик: "Увы мне!" - Вторила тотчас она, на слова отзываясь: "Увы мне!" Если же он начинал ломать в отчаянье руки, Звуком таким же она отвечала унылому звуку, Вот что молвил в конце неизменно глядевшийся в воду: "Мальчик, напрасно, увы, мне желанный!" И слов возвратила Столько же; и на "прости!" - "прости!" ответила Эхо. Долго лежал он, к траве головою приникнув усталой; Смерть закрыла глаза, что владыки красой любовались. Даже и после - уже в обиталище принят Аида - В воды он Стикса смотрел на себя. Сестрицы-наяды С плачем пряди волос поднесли в дар памятный брату. Плакали нимфы дерев - и плачущим вторила Эхо. И уж носилки, костер и факелы приготовляли, - Не было тела нигде. Но вместо тела шафранный Ими найден был цветок с белоснежными вкруг лепестками. ![]() |
|
![]() |
(#4)
![]() |
|
Ожидает подтверждения
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Добавить в друзья Сообщений: 714
Сказал(а) спасибо: 332
Поблагодарили 380 раз(а) в 112 сообщениях
Регистрация: 14.09.2010
Рейтинг: 0
|
![]() К прекрасной легенде, рассказанной Овидием, художники обращались бесчисленное множество раз. Фреска в Помпее рассказывает эту историю в античности.
![]() А вот перед нами Нарцисс Леонардо (около 1490 года): ![]() В роли Нарцисса Леонардо изобразил Салаи (реал. Джакомо Капротти) - своего ученика. Сказать комплимент, сравнив с прекрасным юношей, или упрекнуть в самолюбовании, а может рассказать о своей несчастной любви – что хотел сказать великий художник, рисуя эту картину неизвестно. Но зная легенду, видим не просто портрет, а – историю… Изящен «Нарцисс» Караваджо (1598-99 гг.,), пытается в воде дотронуться до любимого, не потревожив отражения. Тщетно .. ![]() Страдает Нарцисс Рубенса – и это не нежный юноша, а мощный воин. ![]() |
|
![]() |
(#5)
![]() |
|
Ожидает подтверждения
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Добавить в друзья Сообщений: 714
Сказал(а) спасибо: 332
Поблагодарили 380 раз(а) в 112 сообщениях
Регистрация: 14.09.2010
Рейтинг: 0
|
![]() Меняются времена исовсем другой Нарцисс предстает на картине Франсуа Лемуана (1729) - изящна поза, прекрасны скалы и деревья. Прекрасно все – «и лицо, и одежда, и душа, и мысли». ![]() Но самые красивые, с моей точки зрения – Нарциссы эпохи романтизма. Это мужчина в полном расцвете сил, с телом не просто красивым – а ухоженным. Похожий на мужских супермоделей нашего времени – только непонятно что рекламирующих – красные плащики? ![]() Это былАдольф Жозеф Грасси, "Нарцисс" , а вот очень похож и из того же времени - Нарцисс Брюллова ![]() |
|
![]() |
(#6)
![]() |
|
Ожидает подтверждения
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Добавить в друзья Сообщений: 714
Сказал(а) спасибо: 332
Поблагодарили 380 раз(а) в 112 сообщениях
Регистрация: 14.09.2010
Рейтинг: 0
|
![]() Спустя время появятся еще Нарциссы – у Джона Вильяма Уотерхауса, созданную в 1903 году, в которой отображены события этого античного сюжета. Вы видите юношу в красных одеяниях, наклонившегося над собственным отражением и протягивающего к нему руку. На другом берегу сидит прекраснейшая Эхо, держась за ветвь дерева. Зритель мгновенно пленяется ее изумительным девичьим станом. Потом придет время Сальвадора Дали с его «Метаморфозами Нарцисса»…
![]() Вот Дали: ![]() И, наконец, наше время – с нарциссами, блистающими нетрадиционной ориентацией, с нарциссами истощенными, философскими, пугающими, страдающими, измученными – одним словом, почувствуйте разницу… * ![]() Тут я, к сожалению, не могу указать авторов, хотя можно и попытаться. но это точно Нарциссы нашего времени.. В общем, вывод можно сделать такой: если на картине вы видите мужчину у воды. что-то там внимательно высматривающего, то знайте - это не умирающий от жажды странник, и не товарищ, желающий поговорить с Ихтиандром, а рассказ о несчастной любви к прекрасному юноше... И это я еще про Эхо не рассказала ... |
|
![]() |
![]() |
Метки |
флористика в искусстве |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Траурная флористика | Onega | Событийная флористика | 967 | 10.09.2019 21:02 |
Свадебная флористика. | Admin | Свадебная флористика | 9285 | 30.06.2019 20:44 |
Флористика в фототворчестве | terra86 | Гуманитарные основы флористики | 336 | 11.03.2014 00:54 |
Флористика в Калифорнии | Светик-Семицветик | Мировая флористика | 133 | 08.04.2013 16:54 |
Финская флористика | Tanja | Мировая флористика | 23 | 20.09.2011 12:58 |