Флористика: популярный флористический форум

Флористика: популярный флористический форум (http://www.floristic.ru/forum/index.php)
-   Гуманитарные основы флористики (http://www.floristic.ru/forum/forumdisplay.php?f=27)
-   -   Флористика в искусстве (http://www.floristic.ru/forum/showthread.php?t=2336)

Laelia 01.09.2010 20:47

Re: Флористика в искусстве
 
http://s43.radikal.ru/i102/1005/1e/939fe60d76bf.jpg

Гусева Юлия 15.10.2010 20:20

легенды о цветах
 
Вложений: 1
Писала я недавно курсовую на тему "Цветочные сюжеты «Метаморфоз» Овидия в картине «Царство Флоры» Никола Пуссена и других живописцев." И подумала - а вдруг и вам будет интересно... Всю курсовую выкладывать не буду - не садист я все-таки, а выжимки - пожалуй.
Итак, введение. Дальше планируется - легенда о нарциссе, гиацинте, аяксе и адонисе. Если интересно - скажите!


Гусева Юлия 15.10.2010 20:21

Re: Флористика в искусстве
 
Трудно назвать литературное произведение, которое оказало бы такое влияние на изобразительное искусство, как прославленные «Метаморфозы» (или «Превращения») римского поэта Овидия. Начиная с 15 в. античные сюжеты, почерпнутые из овидиевых «Метаморфоз», изображались художниками и скульпто*рами великое множество раз
«Метаморфозы» были любимой книгой юности таких разных людей как Чосер, Монтень, Вордсворт и Гете. Овидий входит в четверку античных знаменитостей, приветствующую Данте с Вергилием у входа в Ад («Божественная комедия», Ад, 4). В средние века Ови*дия почитали за колдуна — на его родине в Сульмоне до сих пор сохранились предания о волшебнике «Видии». В эпоху Возрождения Овидий считался, напротив, идеа*лом человека и тогда же — в 1471 его стихи были впер*вые изданы.
Овидием про*должали восхищаться и в XIX веке, и знакомство с его поэ*зией было обязательным элементом классического обра*зования, хотя содержание стихов Овидия не всегда устраивало (и до сих пор не устраивает) преподавателей с моральной точки зрения. Надо однако, сделать скидку на то, что считается моральным и нравственным в современном мире, не было единственно возможным вариантом в мире и временах Овидия. И в его стихах есть легенды и истории, обсуждение которых достаточно жестко табуировано и в наше время, не говоря уже о гораздо более жестких временах средневековья.
«Метаморфозы» - эпическая поэма, включающая в себя множество древних мифов (по преимуществу греческих) о превращении богов и людей в животных, растения, камни, реки, созвездия. Невозможно перечислить имена всех художников, черпавших свое вдохновение и сюжеты в поэме. Некоторые сюжеты стали узнаваемы с первого взгляда, некоторые – довольно трудно угадать в произведениях живописцев, тем более, что каждый художник интерпретирует тот или иной сюжет согласно собственным воззрениям, моде, стилю и подверженности тому или иному направлению. Нас в данном случае интересует рассказ именно о цветочных «Метаморфозах». Существует огромное количество произведений, иллюстрирующих миф о Нарциссе и Гиацинте, Адонисе, Клитии. Но только у Никола Пуссена на его эпическом полотне собрались самые известные (а частью и малоизвестные, но жизненно необходимые для построения композиции картины) герои.

Надо сказать, что в этой картине Пуссен не стремиться проиллюстрировать миф, в точности следуя за Овидием. Мастер рассчитывает на зрителя, которому знакома поэма. Такой зритель еще в большей степени может оценить замысел живописца, совершенную им метаморфозу, ибо под кистью Пуссена необузданные и мифические герои претерпевают поистине волшебные превращения и навечно сохраняют свой новый облик. Как уже не раз говорилось, сюжетной основой «Царства Флоры» (1631; Дрезден, Картинная галерея) послужили «Метаморфозы» Овидия. Картина изображает мифологических героев, после смерти превратившихся в цветы: под гермой Приапа, бога садов, — Аякс, бросающийся на меч;
Рядом Нарцисс, устремивший взор в зеркало воды, что в сосуде, подле которого сидит, прекрасная нимфа.
За Нарциссом мы узнаем Клитию, что «вертится Солнцу вослед».
Затем Гиацинт со своей «исцелимою раной»;
С верными псами у ног Адонис.
Один из беззаботных путти, наслаждающийся благоуханием цветка, замыкает композицию. Всех этих героев собрала в своем царстве вечно юная богиня Флора (она — в центре, в зеленом хитоне, кружащаяся в радостном танце). Впрочем, точнее было бы сказать, что их собрал в своей композиции Пуссен, объединивший несколько сюжетных мотивов. В этом объединении заключен глубокий смысл. Художник не ограничивает свою задачу простым рассказом, в основе его замысла, как и всегда, лежит идея общего порядка — идея вечного обновления природы, вечного возрождения жизни гибели героев отходит на второй план, их смерть дает начало новой жизни. Даже запечатленный в момент самоубийства Аякс воспринимается как участник веселого хоровода. Свет, даруемый лучезарным богом, колесница которого совершает свой изо дня в день повторяющийся бег по небу, сообщает изображению еще большую праздничность. Человеческие тела приобретают флороморфный характер: подобно растениям, они изгибаются, вьются, образуя в своем движении сложные кривые, из которых наиболее часто повторяется S-образная, красноречиво обозначенная в свое время Вильямом Хогартом как «Line of Beauty and Graces — «линия красоты и привлекательности» 36.

Гусева Юлия 15.10.2010 20:50

Re: Флористика в искусстве
 
II. Нарцисс
Легенда
В «Метаморфозах» Овидия рассказана легенда о Нарциссе и Эхо, послужившая источником вдохновения для многих людей искусства. Ее пересказывали поэты и писатели, иллюстрировали живописцы, скульпторы ваяли прекрасные статуи. Вот как звучит она в изложении Куна:
«Кто не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары ее, кто противится ее
власти, того немилосердно карает богиня любви. Так покарала она сына речного
бога Кефиса и нимфы Лаврионы, прекрасного, но холодного, гордого Нарцисса.
Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви.
Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидала его
нимфа Эхо. Нимфа не могла сама заговорить с Нарциссом. На ней тяготело
наказание богини Геры: молчать должна была нимфа Эхо, а отвечать на вопросы
она могла лишь тем, что повторяла их последние слова. С восторгом смотрела
Эхо на стройного красавца-юношу, скрытая от него лесной чащей. Нарцисс
огляделся кругом, не зная, куда ему идти, и громко крикнул:
- Эй, кто здесь?
-Здесь! - раздался громкий ответ Эхо.
- Иди сюда! - крикнул Нарцисс.
- Сюда! - ответила Эхо.
С изумлением смотрит прекрасный Нарцисс по сторонам. Никого нет.
Удивленный этим, он громко воскликнул:
- Сюда, скорей ко мне!
И радостно откликнулась Эхо.
- Ко мне!
Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но гневно оттолкнул ее
прекрасный юноша. Ушел он поспешно от нимфы и скрылся в темном лесу.
Спряталась в лесной непроходимой чаще и отвергнутая нимфа, Она страдает
от любви к Нарциссу, никому не показывается и только печально отзывается на
всякий возглас несчастная Эхо.
- Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимностью человек,
которого ты полюбишь!
Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита на то,
что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды весной во время охоты
Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Еще ни разу не
касались вод этого ручья ни пастух, ни горные козы, ни разу не падала в
ручей сломанная ветка, даже ветер не заносил в ручей лепестков пышных
цветов. Вода его была чиста и прозрачна. Как в зеркале, отражалось в ней все
вокруг: и кусты, разросшиеся по берегу, и стройные кипарисы, и голубое небо.
Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками на камень, выступавший из воды, и
отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то постигла его кара
Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь
овладевает им. Полными любви глазами он смотрит на свое изображение в воде,
оно манит его, зовет, простирает к нему руки. Наклоняется Нарцисс к зеркалу
вод, чтобы поцеловать свое отражение, но целует только студеную, прозрачную
воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья; не отрываясь, любуется
самим собой. Он не ест, не пьет, не спит. Наконец, полный отчаяния,
восклицает Нарцисс, простирая руки к своему отражению:
- 0, кто страдал так жестоко! Нас разделяют не горы, не моря, а только
полоска воды, и все же не можем быть с тобой вместе. Выйди же из ручья!
Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже приближение смерти,

но все-таки не может оторваться от своего отражения. Плачет Нарцисс.
Видит и несчастная нимфа Эхо, как страдает Нарцисс. Она по-прежнему любит
его; страдания Нарцисса болью сжимают ей сердце.
- О, горе! - восклицает Нарцисс.
- О, горе! - отвечает Эхо.
Наконец, измученный слабеющим голосом воскликнул Нарцисс, глядя на свое
отражение:
- Прощай!
И еще тише чуть слышно прозвучал отклик нимфы Эхо:
- Прощай!
Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти
покрыл его очи. Умер Нарцисс. Плакали в лесу младые нимфы, и плакала Эхо.
Приготовили нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за его телом, то не
нашли его. На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос
белый душистый цветок - цветок смерти; Нарцисс зовут его»
В данном случае интерпретация этой легенды – в ее «прихорашивании». Овидий рассказывает легенду не о себялюбии, а о любви Нарцисса к прекрасному юноше, которого увидел в водах озера. Речь идет именно о наказании за отвергнутую любовь других девушек и юношей. Случайность и предрасположенность – что любовью всей жизни Нарцисса становится он сам. И Пуссен на своей картине рассказывает именно о любви и смерти от нее – недаром, среди смертных человеческих персонажей в окружении Флоры он помещает еще и нимфу Эхо – существо бессмертное, бесплотное, но любящее… Эхо держит сосуд, в который смотрится Нарцисс и печально смотрит на возлюбленного, что так жестоко отвергает ее любовь. К этому сюжету Пуссен возвращается неоднократно –
«Нарцисс и Эхо» - на ней нимфа жалуется Афродите (а может, упрекает ее за жестокосердие), указывая на Нарцисса, что ведет бесконечный разговор сам с собой…http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpa...-pussen-12.jpg


Или еще одна интерпретация:



Нарцисс уже умер, у головы его распускаются нежные поэтические цветочки, плачет у скалы Эхо, глядя на прекрасного юношу, что отверг ее, и смотрит на зрителя маленький амур, держа факел с негасимой любовью. Печален сюжет, но как светла сама картина. Ветер, что сдувает пламя с факела, уносит и мрачные тучи на горизонте и открывает светлое чистое небо. Диалог со зрителем ведут и Эхо и Амур. Рассказывая, что «несчастной любовь не бывает, даже если она убивает»…
Печальна участь влюбленного:
«Чахнет и тайным огнем сжигается мало-помалу. Красок в нем более нет, уж нет с белизною румянца, Бодрости нет, ни сил, всего, что, бывало, пленяло. Тела не стало его, которого Эхо любила, Видя все это, она, хоть и будучи в гневе и помня, Сжалилась; лишь говорил несчастный мальчик: "Увы мне!" - Вторила тотчас она, на слова отзываясь: "Увы мне!" Если же он начинал ломать в отчаянье руки, Звуком таким же она отвечала унылому звуку, Вот что молвил в конце неизменно глядевшийся в воду: "Мальчик, напрасно, увы, мне желанный!" И слов возвратила Столько же; и на "прости!" - "прости!" ответила Эхо. Долго лежал он, к траве головою приникнув усталой; Смерть закрыла глаза, что владыки красой любовались. Даже и после - уже в обиталище принят Аида - В воды он Стикса смотрел на себя. Сестрицы-наяды С плачем пряди волос поднесли в дар памятный брату. Плакали нимфы дерев - и плачущим вторила Эхо. И уж носилки, костер и факелы приготовляли, - Не было тела нигде. Но вместо тела шафранный Ими найден был цветок с белоснежными вкруг лепестками.
http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpa...o-pussen-1.jpg

flamingoevent 15.10.2010 20:51

Re: Флористика в искусстве
 
Юля, спасибо! Конечно интересно.

terra86 15.10.2010 21:23

Re: Флористика в искусстве
 
Юля, спасибо огромное, очень интересный и нужный материал!!!!!!!!!!!!!!
Кстати, на форуме есть тема "легенды и притчи о цветах"
http://www.floristic.ru/forum/showthread.php?t=2655

Гусева Юлия 15.10.2010 21:37

Re: Флористика в искусстве
 
К прекрасной легенде, рассказанной Овидием, художники обращались бесчисленное множество раз. Фреска в Помпее рассказывает эту историю в античности.
http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpady/pompei.jpg
А вот перед нами Нарцисс Леонардо (около 1490 года):
http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpady/leeonardo.jpg

В роли Нарцисса Леонардо изобразил Салаи (реал. Джакомо Капротти) - своего ученика. Сказать комплимент, сравнив с прекрасным юношей, или упрекнуть в самолюбовании, а может рассказать о своей несчастной любви – что хотел сказать великий художник, рисуя эту картину неизвестно. Но зная легенду, видим не просто портрет, а – историю…
Изящен «Нарцисс» Караваджо (1598-99 гг.,), пытается в воде дотронуться до любимого, не потревожив отражения. Тщетно ..
http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpady/karavadjo.jpg




Страдает Нарцисс Рубенса – и это не нежный юноша, а мощный воин.
http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpa...ns-narciss.jpg

Гусева Юлия 15.10.2010 21:44

Re: Флористика в искусстве
 

Меняются времена исовсем другой Нарцисс предстает на картине Франсуа Лемуана (1729) - изящна поза, прекрасны скалы и деревья. Прекрасно все – «и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpa...s_prints_b.jpg

Но самые красивые, с моей точки зрения – Нарциссы эпохи романтизма. Это мужчина в полном расцвете сил, с телом не просто красивым – а ухоженным. Похожий на мужских супермоделей нашего времени – только непонятно что рекламирующих – красные плащики?


http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpa...zef-Grassi.jpg

Это былАдольф Жозеф Грасси, "Нарцисс" , а вот очень похож и из того же времени - Нарцисс Брюллова

http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpady/BRYULLOV.jpg







Гусева Юлия 15.10.2010 21:49

Re: Флористика в искусстве
 
Спустя время появятся еще Нарциссы – у Джона Вильяма Уотерхауса, созданную в 1903 году, в которой отображены события этого античного сюжета. Вы видите юношу в красных одеяниях, наклонившегося над собственным отражением и протягивающего к нему руку. На другом берегу сидит прекраснейшая Эхо, держась за ветвь дерева. Зритель мгновенно пленяется ее изумительным девичьим станом. Потом придет время Сальвадора Дали с его «Метаморфозами Нарцисса»…
http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpa....waterhaus.jpg

Вот Дали:

http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpady/dali-narcis.jpg

И, наконец, наше время – с нарциссами, блистающими нетрадиционной ориентацией, с нарциссами истощенными, философскими, пугающими, страдающими, измученными – одним словом, почувствуйте разницу…


*http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpady/_narcissy.jpg

Тут я, к сожалению, не могу указать авторов, хотя можно и попытаться. но это точно Нарциссы нашего времени..

В общем, вывод можно сделать такой: если на картине вы видите мужчину у воды. что-то там внимательно высматривающего, то знайте - это не умирающий от жажды странник, и не товарищ, желающий поговорить с Ихтиандром, а рассказ о несчастной любви к прекрасному юноше...
И это я еще про Эхо не рассказала ...

Гусева Юлия 15.10.2010 21:51

Re: Флористика в искусстве
 
Цитата:

Сообщение от terra86 (Сообщение 70216)
Юля, спасибо огромное, очень интересный и нужный материал!!!!!!!!!!!!!!
Кстати, на форуме есть тема "легенды и притчи о цветах"
http://www.floristic.ru/forum/showthread.php?t=2655

Боже, Терра, вот что значит, не изучить форум до того, как пишешь! Я тут наваяла кучу постов, а это уже наверняка все есть.. Еще раз сорри!

Гусева Юлия 16.10.2010 17:20

Re: Флористика в искусстве
 
Терзаясь страшными сомнениями, решила все-таки продолжить свои рассказы о "Царстве Флоры" Пуссена в этой теме - хотя, конечно, к легендам и притчам мои изыскания тоже относятся непосредственно. Но, как говорится, чтоб два раза не вставать...:)
Итак, сегодня Клития.
Вот отрывок "Царства Флоры", на котором она изображена:
http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpa...y-fragment.jpg

В приведенном фрагменте, «Царства Флоры» на заднем плане за Нарциссом и Эхо, мы видим красивую женщину. Она отвернулась от зрителей, и не видит ничего, кроме сияющей колесницы.Правит лошадьми Гелиос – ослепительный бог солнца… А женщина – прекрасная Клития, что обладала чудесным лицом и премерзким характером. Точнее, умение любить сочеталось в ней с чудовищной ревностью, отчего и пострадала… Вкратце, история была такова: она была счастливой возлюбленной Гелиоса до тех пор, пока коварная Афродита не решила наказать Гелиоса за то, что он рассказал всем о ее связи с Марсом (при живом-то муже!). Афродита выбрала довольно своеобразный путь – влюбила Гелиоса в Левкофею, дочь персидского царя. Гелиос бросает Клитию и влюбляется в Левкофею. Клития тут же стучит папеньке соперницы о связи его дочери с богом солнца. Любящий отец в наказанье живьем закапывает дочку в землю. Клития почему-то решила, что после этого Гелиос непременно вернется к ней, но (вот удивительно!) этого не случилось:

«К Клитии, - пусть оправдать тоску он и мог бы любовью,
А донесенье тоской, - с тех пор уже света даятель
Не подходил, перестав предаваться с ней играм Венеры.
Чахнуть стала она, любви до безумья предавшись,
Нимф перестала терпеть, дни и ночи под небом открытым
Сидя на голой земле; неприбрана, простоволоса,
Девять Клития дней ни воды, ни еды не касалась,
Голод лишь чистой росой да потоками слез утоляла.
Не привставала с земли, - на лик проезжавшего бога
Только смотрела, за ним головой неизменно вращая.
И, говорят, к земле приросла, из окраски двоякой
Смертная бледность ее претворилась в бескровные листья,
Все же и алость при ней. В цветок, фиалке подобный,
Вдруг превратилось лицо. И так, хоть держится корнем,
Вертится Солнцу вослед и любовь, изменясь, сохраняет».

… И появляется с тех пор на земле цветок, что не отрываясь смотрит на солнце, поворачивая голову вслед за ним. В память о девушке, что умерла от горя, когда отвернулся от нее любимый... Позже Клития становится символом верной и преданной любви. Кстати, бедная Лефковея тоже вышла из земли в виде цветка с пахучими цветами (предположительно левкоя, хотя и неточно), но почему-то она такой поэтической характеристики не заслужила.

Сейчас почему-то считается, что Овидий, рассказывая эту историю имел в виду подсолнух - и все изображения страдающей ревнивицы будут связаны с этим цветком, хотя завезли его в Европу намного позже и скорее всего, Овидий все-таки имел в виду гелиотроп.

Гусева Юлия 16.10.2010 17:33

Re: Флористика в искусстве
 
Страдания океаниды, что превратилась в прекрасный цветок, вдохновили многих художников и скульпторов. «Клития, превращающаяся в подсолнух» Шарля Лафосс, написанная в 1688 г. Нимфы и океаниды – пытаются отвлечь страдающую Клитию, но у них ничего не получается – девушка ничего не видит и не слышит, кроме уходящего Гелиоса.
http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpa..._Klitiya_2.jpg



Кто-то из художников акцентирует свое внимание на страданиях и передает мучительное ожидание на лице влюбленной девушки вплоть до экстаза (Жан Франсуа де трой,) прекрасная океанида на наш вкус несколько полновата, но как страдает:


http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpa...oj-klitiya.jpg



Фредерик лорд Лейтон Клитию считает не очень важной деталью пейзажа, показывая силу и красоту заката:


http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpa...n_-klitiya.jpg



Рассмотрели девушку? Вот она поближе:


http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpa...a-fragment.jpg

СветланаL 16.10.2010 17:59

Re: Флористика в искусстве
 
Интерсно со страшной силой! Читаю с огромным удовольствием!!! Спасибо.

Svetlosti 16.10.2010 20:50

Re: Флористика в искусстве
 
Юля, спасибо огромное, очень занимательно. Люблю развлекать покупателей (пока букет делаешь, а если еще очередь). Мне притча про нарцисса нравится, вернее про ручей....

Давным-давно жил на земле юноша. Он был настолько красив, что сам Бог ему мог позавидовать. И имя ему было Нарцисс. Каждый день Нарцисс приходил к ручейку и часами смотрелся в его синие воды, любуясь своим отражением.
И вот наступил день, когда Нарцисс не пришел, как обычно, полюбоваться на себя. На следующий день он тоже не появился. Ручеек забеспокоился, стал спрашивать у цветов и зверей:
- Что случилось с Нарциссом?
Но никто ничего не знал.
Еще через несколько дней страшная весть донеслась до ручейка: Нарцисс погиб.
Ручеек был безутешен. Он плакал как ребенок и окружающим цветам стало жалко его. Они сказали:
- Ручеек, нам очень жаль, что ты никогда больше не сможешь увидеть Нарцисса. Одному тебе из всех в этом лесу удавалось так долго любоваться его прекрасным лицом.
- Я и не заметил, что Нарцисс был красив. Просто каждый раз, когда он смотрелся в меня, в его глазах я мог видеть свое отражение.
Коэльо.

Гусева Юлия 16.10.2010 21:34

Re: Флористика в искусстве
 
Для многих художников, как и для Пуссена важна идея метаморфозы – переход после смерти в другое воплощение.

Вот Клития в стиле модерн - Эвелин де Морган:
http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpa...an-klitiya.jpg


И очень хороши Клитии в бронзе и мраморе:
http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpa...za-klitiya.jpg

http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpa...corn-_233_.jpg

Так что если увидите листья или лепестки или подсолнух в руках, чаще всего это рассказ о неразделенной любви, а возможно, и смерти от нее.

terra86 16.10.2010 22:43

Re: Флористика в искусстве
 
Юля, а может у вас есть какой-нибудь материал связаный с богиней Флорой? (Просто катастрофически нет времени "рыть" в интернете)
http://agniart.ru/imgoods/U/012342/Melzi_30261.jpg
Мельци Франческо

http://agniart.ru/imgoods/L/012297/Rembrandt_30255.jpg
Рембрандт Харменс ван Рейн

Гусева Юлия 17.10.2010 00:13

Re: Флористика в искусстве
 
Svetlosti и Светлана! Спасибо большое за теплые слова! С вашего разрешения продолжу.

Гусева Юлия 17.10.2010 00:16

Re: Флористика в искусстве
 
[quote=terra86;70418]Юля, а может у вас есть какой-нибудь материал связаный с богиней Флорой? (Просто катастрофически нет времени "рыть" в интернете)

Постараюсь поискать - тема-то благодатная... Пуссена две Флоры у меня есть, но это несерьезно как-то :)

Гусева Юлия 17.10.2010 00:21

Re: Флористика в искусстве
 
Цитата:

Сообщение от Svetlosti (Сообщение 70396)
Юля, спасибо огромное, очень занимательно. Люблю развлекать покупателей (пока букет делаешь, а если еще очередь). Мне притча про нарцисса нравится, вернее про ручей....

Давным-давно жил на земле юноша. Он был настолько красив, что сам Бог ему мог позавидовать. И имя ему было Нарцисс. Каждый день Нарцисс приходил к ручейку и часами смотрелся в его синие воды, любуясь своим отражением.
И вот наступил день, когда Нарцисс не пришел, как обычно, полюбоваться на себя. На следующий день он тоже не появился. Ручеек забеспокоился, стал спрашивать у цветов и зверей:
- Что случилось с Нарциссом?
Но никто ничего не знал.
Еще через несколько дней страшная весть донеслась до ручейка: Нарцисс погиб.
Ручеек был безутешен. Он плакал как ребенок и окружающим цветам стало жалко его. Они сказали:
- Ручеек, нам очень жаль, что ты никогда больше не сможешь увидеть Нарцисса. Одному тебе из всех в этом лесу удавалось так долго любоваться его прекрасным лицом.
- Я и не заметил, что Нарцисс был красив. Просто каждый раз, когда он смотрелся в меня, в его глазах я мог видеть свое отражение.
Коэльо.


Получается, есть еще более эгоистичные натуры, чем сам Нарцисс..:). Коэльо- мастер интерпритации сюжета, одно время по его "Алхимику" прям с ума сходила...

Гусева Юлия 17.10.2010 00:34

Re: Флористика в искусстве
 
И продолжу дозволенные речи...напомню, что рассказ веду о картине Пуссена "В царстве Флоры" (542 сообщение), который в свою очередь проиллюстрировал "Метаморфозы" Овидия.
Итак еще один - надо заметить, малоприятный персонаж..
1. Аякс.
Тот странный человек, что стоит одетый лишь в античный шлем, опираясь на меч, что вот-вот проткнет его – это и есть Аякс. Его появление в царстве Флоры довольно странно – и несколько выбивается из общей картины – так как большинство персонажей смерти своей не хотели – а были убиты или случайно, или по воле богов, а если и заморили себя голодом – то не по своей воле, а от безнадежной любви.
Аякс же, как человек и герой принял смерть совершенно разумно и по воле своей – от злости и отчаяния. И с любовью у него как-то не сложилось – ибо согласно всем другим легендам, эпизод с женщиной в его биографии был один –он изнасиловал Кассандру, что пыталась спрятаться в храме Афины во время штурма Трои.
История появления Аякса в царстве флоры необычна. Согласно Овидию, дело происходило так: защищая тело и доспехи мертвого друга – Ахилла, Аякс не поделил их с Одиссеем. Точнее, на тело Ахилла Одиссей не претендовал, но щит хотел заиметь очень, чему Аякс воспротивился. Суд, исходя непонятно из каких соображений, решил щит присудить Одиссею, а Ахилл был этим решением страшно недоволен. Решив восстановить справедливость, он пришел ночью и попытался прирезать спящих судей. Однако Афина (видимо, решив отомстить за Кассандру), наслала на него временное безумие и Аякс перерезал ни в чем неповинное стадо животных. Утром, придя в себя, он был сильно огорчен увиденным и понял, что всю оставшуюся жизнь он будет тем самым Аяксом, что «перепутал одних баранов с другими».
Овидий рассказывает об этом так:
Тот, кто на Гектора шел, кто железо, огонь и ненастье
Столько мог вынести раз, одного лишь не вынес - досады. Непобедимый в бою - побежден был страданьем; схватил он Меч и воскликнул: "Он - мой! Иль Улисс и на меч посягает? Я подыму этот меч на себя; орошавшийся часто Кровью фригийской теперь оросится хозяина кровью, - Чтоб Аянта никто не осилил, кроме Аянта!" - Так он воскликнул и в грудь, наконец получившую рану, Там, где проходит клинок, вонзил острие роковое. Сил не достало руке вонзенное вынуть оружье. Вышибло кровью его. А земля обагренная вскоре Алый цветок родила на зеленом стебле, что когда-то Был уж из крови рожден, излитой эвбалийскою раной, На лепестках у него посредине начертаны буквы - Жалобы отрока в них сливаются с именем мужа.Так герой и воин появился в царстве Флоры и на полотне Н.Пуссена. Из капель крови его уже падает гвоздика, но в лице нет ни досады, ни гнева – Пуссен изображает Аякса не отчаявшимся, но умиротворенным…

Кстати, Пуссен из крови Аякса пускает белую гвоздику - что совершенно не имеет отношения к легенде - про гвоздику существует своя устоявшаяся версия. А вот аяксовым цветком считается дельфиниум (его гибрид даже так называется - дельфиниум Аяксов)

http://www.ljplus.ru/img4/l/a/laurpa...um-ayaksov.jpg


Текущее время: 11:51. Часовой пояс GMT +4.

© 2004 - 2024
Сообщество профессионалов и любителей флористики Floristic.Ru