Показать сообщение отдельно
Старый
  (#7)
СветланаL
НЕ администратор - надоел срач
активный участник
СветланаL Отличная репутацияСветланаL Отличная репутацияСветланаL Отличная репутацияСветланаL Отличная репутацияСветланаL Отличная репутацияСветланаL Отличная репутацияСветланаL Отличная репутацияСветланаL Отличная репутацияСветланаL Отличная репутацияСветланаL Отличная репутацияСветланаL Отличная репутация
 
Аватар для СветланаL
 
Добавить в друзья

Сообщений: 7,030
Сказал(а) спасибо: 247
Поблагодарили 962 раз(а) в 303 сообщениях
Регистрация: 29.10.2009
Адрес: Израиль
Рейтинг: 1641
По умолчанию Re: Судья флористических соревнований. Кто это? - 15.11.2012, 19:03

Мне бы хотелось прежде чем продолжить рассказ по теме предоставить вашему вниманию материал, любезно предоставленный мне журналом "Цветы". Потому что этот материал позволяет намного более серьезно оценить мнение действующих судей по отношению к выполняемой ими сейчас работе. Материал опубликован в 11 номере журнала, В материале могут быть незначительные неточности - это не окончательно откорректированный вариант.

Цитата:
Искусство грамотной оценки
или
А в судьи — кто?


Издревле компетентные судьи считались людьми весьма ценными для общества, истинный служитель Фемиды — олицетворение неуместности долетающего «с галерки» восклицания «А судьи кто?». Не секрет, что кроме личных качеств у судьи должны быть способности, присущие всей коллегии, то есть понимание критериев оценки и наработанная беспристрастность вердикта.
У российских флористов существует свое сообщество судей, в его среде и вызрела потребность в увеличении количества высокопрофессиональных экспертов, способных дать точную оценку творениям конкурсантов. На сегодняшний день Советом НГФ обсуждается и организуется ряд мероприятий, направленных на развитие системы судейства флористических конкурсов в России. В частности, идет активное обсуждение ключевых моментов, связанных с получением флористами знаний по основам судейства, планируется обучение судей по региональному принципу в Центральном, Северо-Западном, Уральском и Сибирском федеральных округах.
О проблемах и перспективах развития системы судейства флористических соревнований в России рассуждают наши эксперты — президент НГФ Галина Пергаменщикова, судья Европейской Федерации ассоциаций профессиональных флористов, участник и призер многих российских и международных конкурсов Константин Лазарев и судья многих российских региональных конкурсов, председатель судейской комиссии чемпионата 2012 года Роман Зарубин.


Галина Пергаменщикова, президент НГФ:

Национальная Гильдия Флористов проводит и курирует примерно 25 мероприятий в год в Москве и регионах России. Это показы, фестивали и, конечно, профессиональные конкурсы, которые не могли бы состояться на должном уровне без квалифицированных, подробно знакомых с флористическим мастерством судей.
Мы намерены организовать курсы по подготовке судей, которые предоставят флористам возможность дополнительного развития. Работа судьи, несмотря на ее престижность, может, и не каждому нужна, но ознакомиться с системой судейства полезно, особенно тем, кто принимает активное участие в конкурсах. Учитывая, что флористика в России активно развивается, сертифицированные судьи не останутся без внимания в своих регионах, и для обеспечения ротации кадров курсы сыграют положительную роль.
Формат проведения образовательных лекций сейчас уточняется, оптимизируется, но самое главное: у нас у же сейчас есть с кем проводить занятие. Это прежде всего флористы, сделавшие себе имя трудом и талантом, в том числе — мастера международного класса. Их в первую очередь мы хотели бы видеть в качестве наших коллег не только по цветочному мастерству, но и по мастерству грамотной, обоснованной оценки работ участников конкурсов и чемпионатов.


Константин Лазарев:

История развития судейства соревнований по флористике в России началась с организации конкурсов в 1980-х годах. Как только появляется само понятие конкурса, сразу же возникает вопрос судейства: если есть люди, желающие в чем-то соревноваться, им необходимы другие авторитетные люди, которые могли бы оценить результаты. Я принимаю участие в судействе конкурсов профессиональных флористов с 2006 года, со времени, когда прошел обучение по европейской системе судейства FLORINT. Примерно в это же время единая европейская система судейства начала внедряться на региональных конкурсах (на чемпионате России немного раньше).

Для меня, как и для других судей, непростым моментом является выставление оценок на региональных конкурсах работам невысокого технического уровня. Всегда трудно ставить низкий балл, когда флорист не знает элементарных вещей, не имеет основных навыков работы. Все судьи стремятся к объективности оценок, но у каждого есть свои пристрастия. На решение может повлиять, например, высказанное вслух мнение другого судьи. Поэтому при оценке работ надо стараться обсуждать только технику. Про себя могу сказать, что никогда не делал скидок конкурсантам исходя из личных симпатий, всегда старался уйти от мысли о том, кто сделал ту или иную работу, оценивая только результат.
На региональном уровне чаще всего появляются вопросы, связанные с построением работы, цветом, композицией. Очень мало внимания уделяется технике, что, по-видимому, является результатом недостатка флористического образования в нашей стране. На более высоком уровне, на чемпионате России, как правило, очень важны именно технические моменты. Там, где на результат влияют 1—2 балла, техника играет решающую роль. При высочайшем уровне подготовки домашних работ разница оценок невелика, поэтому на итоговую оценку сильно влияют сюрпризные работы, что ярко показал прошедший чемпионат. Чтобы снизить влияние человеческого фактора, уменьшить субъективность оценок, нам бы хотелось в следующем году провести анонимное судейство по крайней мере сюрпризных работ, при наличии технической возможности, конечно.
Люди, недовольные судейством, всегда были и будут. Такая же ситуация существует и в спорте, и в искусстве, и во многих других областях. Но дело чаще всего не в предвзятости судей, а в субъективности решений по тем позициям, которые невозможно математически оценить со 100% точностью. Это нормальный процесс. Любое произведение, даже технически безупречное, в первую очередь должно нравиться потребителю, иначе он просто его не купит. Именно поэтому любой конкурс оценивается не одним судьей, а коллегией. Наша задача — сократить число недовольных судейством людей, сделать участие в конкурсах максимально комфортным для флористов.
Зачастую претензии к судейству основаны на нечетком понимании правил конкурса, неверной постановке задач; некоторые флористы видят в конкурсе очередную возможность показать свое видение и не готовы следовать четко поставленным требованиям. Но для этого существуют шоу, показы, мастер-классы. Если же ты идешь на конкурс, тем более на чемпионат России, с желанием как минимум неплохо выступить, следует задуматься о четком соблюдении условий, тщательной подготовке, многочисленных действующих факторах, изучить систему судейства. Поэтому всем заинтересованным флористам было бы полезно принять участие в первой ступени курсов судейства, чтобы понять механизм судейства, научиться грамотно оценивать работы.

В мировом судействе в последние годы происходят изменения в основном в технических вопросах. Например, на Конгрессе судей FLORINT, прошедшем два года назад, была представлена обновленная версия программы судейства, предусматривающая мгновенную передачу информации о судействе всех конкурсов в систему FLORINT через Интернет.

Как выявить из множества флористов тех, кто способен выносить беспристрастные оценки флористическим произведениям? Сделать это можно только опытным путем. Ясно одно: человек, становящийся судьей, к этому моменту добивается многого во флористике, имеет определенный багаж знаний и опыт работы. Посмотрите на наших сегодняшних судей: это известные, достойные люди, имеющие определенный вес в мире флористике. Они чемпионы России, победители и призеры различных конкурсов, популярные преподаватели. Наша новая структура организации судейства направлена на привлечение новых лиц, но она же и накладывает достаточное количество ограничений, чтобы случайные люди не попали в судьи.
Наша задача — создать единую для всей страны структуру обучения и сертификации судей.


Роман Зарубин:

Я участвую в судействе конкурсов с 2006 года. На современную единую европейскую систему оценок мы перешли сравнительно недавно. Огромный вклад во внедрение и апробирование системы судейства FEUPF в России принадлежит Сергею Карпунину, прошедшему эти курсы одним из первых. Наши коллеги окончили курсы судейства по отработанной западной системе, и с тех пор мы придерживаемся принятых правил. До этого у нас существовала система, отличающаяся менее детальным описанием того, как оцениваются отдельные критерии, за что судья может снимать баллы. Кроме того, эта система менялась от конкурса к конкурсу по причине поиска лучших вариантов. Она была менее систематизирована и не имела 100-балльной шкалы с коэффициентами. Раньше использовали 10-балльную шкалу, результат получали просто путем сложения. Сегодня существуют коэффициенты, которые пересчитываются в особой программе. Базовые коэффициенты: за идею — 2, за цвет — 2, за композицию и технику — 3. Если конкурс проводится по другим критериям, можно ввести в программу и другие коэффициенты.
Я считаю, что не бывает полного отрешения. Субъективность — это тот фактор, который каждый из судей должен минимизировать в себе, понимая, что на карту поставлены надежды и усилия конкурсантов. Полностью исключить пристрастное отношение не может никто, поэтому количество судей и варьируется от пяти до шести. Таким образом субъективность сглаживается, растворяется в калькуляции итоговой оценки. Надо понимать также, что внутренние критерии оценки у судей не идентичны, особенно это касается идеи работы, поэтому общая система оценки многоступенчата и состоит из множества «страхующих» общую достоверность факторов.
В целом судейство не подарок, а большая ответственность, которая накладывает свой отпечаток, ведь ты должен выделять лучшее. Мы стараемся быть честными с собой и конкурсантами. Нам не может быть все равно, кто выиграет, однако необходимо, чтобы победил достойный, и победу ему принесли именно представленные работы. А значит, судья должен внутренне дистанцироваться от прошлых заслуг конкурсанта.
Может ли конкурсант оспаривать оценку? В принципе, нет, тем более что невозможно оспаривать оценку одного или двух судей, результат судейства — дело всей комиссии. Поэтому каждый, кто идет на конкурс, должен быть готов к тому, что его работы будут судить и результат до конца остается непредсказуем. Исключением могут быть фестивали, где оценка происходит только со стороны зрителей. Но на конкурсе судьям приходится делать выбор, это достаточно жесткая и бескомпромиссная история.
Флористы в первую очередь пытаются понять, как избежать ошибок, максимально правильно выполнить работу. Можно разложить требования на составляющие и создать практически безукоризненную работу. Но если внимание слишком акцентировано на технике, произведение теряет естественность, эмоциональность, экспрессию. И получается так, что работа проигрывает по свежести подачи, представляется судьям слишком скучной, вялой.
Наше желание — привлечь новых людей, которые хотели бы заниматься конкурсами. Но избыток судей не нужен. Судьи должны быть квалифицированными и, что очень важно, авторитетными во флористической среде. Вторая цель, не менее важная, — создать образовательный семинарский курс, чтобы объяснить всем флористам, как устроена подготовка к конкурсу, донести судейскую систему до людей. Курсы начнутся, как только мы сможем окончательно определиться с основным направлением, отсечь лишнее и выделить главное. Не хотелось бы подходить к вопросу чисто формально, да и бури негодований от тех, кто не сможет попасть на занятия, не избежать. Курс не станет настолько регулярным, чтобы его прошли все желающие, и в то же время он должен быть максимально насыщен структурированной информацией для тех, кто способен в будущем стать судьей. Нам необходимо выкристаллизовать лучших, вдохновить их на важное и почетное дело.
Вопрос о курсах лежит на поверхности много лет. Надеемся, что он не зачахнет, поэтому планируем начать занятия этой осенью. Вырабатываем нужную линию — и вперед, в образовательный процесс!


Светлана Лунина (Svetlana Lunin)
обучение - http://svetlana-lunin.com/
группы курсов - в ВК и в ФБ
флористический блог - http://svetlana-flowerart.blogspot.co.il
   
Ответить с цитированием