Показать сообщение отдельно
Старый
  (#5)
Fantasy
активный участник
Fantasy Отличная репутацияFantasy Отличная репутацияFantasy Отличная репутацияFantasy Отличная репутацияFantasy Отличная репутацияFantasy Отличная репутация
 
Аватар для Fantasy
 
Добавить в друзья

Сообщений: 250
Сказал(а) спасибо: 606
Поблагодарили 4 раз(а) в 4 сообщениях
Регистрация: 18.01.2011
Адрес: Казахстан
Возраст: 51
Рейтинг: 153
По умолчанию Re: Наша география - расскажите откуда вы? - 04.02.2011, 22:33

Что касается исторических данных (согласно информации pavlodar.ru) cовременный Павлодар ведёт свою историю с 1720 года, когда в ряду военных крепостей и форпостов России на Иртыше появился форпост Коряковский, названный так потому, что был выстроен рядом со складами соли, добываемой на Коряковском озере. По сохранившимся документам, форпост имел форму квадрата 50 х 50 метров, был обнесен высоким бревенчатым частоколом, по углам имел бастионы с артиллерийскими батареями. Во внутренней части располагались казармы, снаружи - конюшни и баня. Весь гарнизон форпоста имел 48 человек. Спустя 25 лет форпост несколько расширил свои границы, был увеличен гарнизон, появились дополнительные постройки для казаков, назначавшихся на соледобычу. Еще спустя два десятка лет было получено разрешение отставным драгунам и солдатам селиться на свободных местах. Здесь же разрешили селиться подрядчикам и чиновникам соляного ведомства. Кроме казарм, канцелярии, офицерских покоев и порохового погреба внутри самого укрепления, снаружи обозначены конюшни, сараи для обоза, соляной амбар, два провиантских магазина. На окраине своеобразного поселка рядом с таможней - кабак. На берегу Иртыша - бани. Знаменитый путешественник П.Палпас оставил нам описание форпоста, относящееся к 1770 году: "Сей форпост всех прочих по Иртышу многолюднее и имеет лучшие там строения. Комиссар соляного ведомства и подрядчик поставки соли живут здесь в изрядных домах, выстроены обширные слободы, разделенные "на улицы". В течение второй половины 18-го века иртышское укрепление теряло свое военно-стратегическое значение. Крепости и форпосты становились обычными селами и станицами, в которых появились женщины, дети. Коряковский форпост становится одним из центров соледобычи в Сибири. В 1838 году он был преобразован в станицу Коряковскую. Выгодное положение станицы, расположенной на берегу большой судоходной реки, соседство с округами, где развивались разработки свинца, меди, серебра, перекрестье торговых путей с кочевой степью - все эти обстоятельства были очень выгодными для экономического развития станицы. Именно купеческое сословие, все более увеличивавшееся численно, с середины 19-го века начинает настойчиво добиваться изменения статуса казачьей станицы, что дало бы им право чувствовать себя здесь не гостями, но хозяевами. Наконец, 4 апреля 1861 года Коряковка получает статус "заштатного города с наименованием оного Павлодар, в честь новорожденного Великого князя Павла Александровича". Немногим позднее город становится уездным центром Семипалатинской области.
Статистика, которая и раньше знала все, отмечала, что в 1904 году в городе было 33 улицы и переулка. "Водоснабжение из колодцев и Иртыша, вывозка нечистот производится в бочках. Благоустройства в городе совершенно нет: отсутствуют мощеные улицы, тротуары, электроосвещение на улицах, транспорт. Из промышленных предприятий - 10 фабрик и заводов кустарного типа, ремесленники, одна скотобойня". А уже в 1910 году: "тротуаров - 0,3 версты, 45 керосиновых фонарей, летом - 120 извозчиков, зимой - 135". И, наконец, знаменитая "Азиатская Россия" в 1914 году констатирует: "Из уездных городов Семипалатинской области нужно также особо упомянуть Павлодар. В смысле благоустройства быстро прогрессирует". Уже вовсю по Иртышу ходят пароходы, ветряные мельницы фабриканты Герцен и Тиссен заменили паровыми, уже от угольных шахт Экибастуза проложена железная дорога к Иртышу. Нарастают купеческие капиталы. Татарин Ф.Рамазанов выстроил мечеть (ныне действующая), А.Деров заложил на свои деньги Владимирский собор, на базарной площади выстроен деревянный цирк-шапито. Общественная жизнь спокойно-ленива, оживляется, как писал Вс. Иванов, только в праздники.
Революционный принцип - разрушить старый мир до основанья - не пощадил святынь Павлодарской земли. Красотой храмов, некогда украшавших собой города и сёла Павлодарского Прииртышья и возвышавших духовность его православных жителей, можно полюбоваться сейчас лишь благодаря фотографиям Дмитрия Поликарповича Багаева, известного фотографа и краеведа, основателя Павлодарского областного историко-краеведческого музея. Д.П.Багаев оставил нам в наследство своеобразную фотолетопись Павлодарского Прииртышья.(О нем можно прочитать здесь: http://www.np.kz/old/2004/06/ludi1.html).
Свое "второе дыхание" город получил в целинные годы.
   
Ответить с цитированием