Тема: Гвоздика
Показать сообщение отдельно
Старый
  (#242)
Васин Сергей
Активный участник
активный участник
Васин Сергей Отличная репутацияВасин Сергей Отличная репутацияВасин Сергей Отличная репутацияВасин Сергей Отличная репутацияВасин Сергей Отличная репутацияВасин Сергей Отличная репутацияВасин Сергей Отличная репутацияВасин Сергей Отличная репутацияВасин Сергей Отличная репутацияВасин Сергей Отличная репутацияВасин Сергей Отличная репутация
 
Аватар для Васин Сергей
 
Добавить в друзья

Сообщений: 2,175
Сказал(а) спасибо: 2
Поблагодарили 88 раз(а) в 37 сообщениях
Регистрация: 03.12.2008
Возраст: 40
Рейтинг: 984
По умолчанию Re: Гвоздика - 18.05.2010, 19:05

Очень интересный материал из интернета.


Гвоздика во временах...

В брежневскую эпоху сложилось легендарное мнение, что гвоздика - "спутница тревог" революционеров, отдавших свою жизнь и силы борьбе за народное счастье. Она сопровождала их в каторге, в ссылках, была свидетелем расстрела мирных демонстраций и окрашена кровью борьбы. Была написана даже песня, ставшая популярной и как бы третьим гимном коммунистической партии после "Интернационала" и Гимна Советского союза, гимном неформальным, лирическим. Что же такое этот цветок? Что он олицетворяет? Каковы источники легенды о том, что "красная гвоздика - наш цветок"? Предлагаем Вашему вниманию, уважаемый читатель, следующий материал...



Ярко-пунцовый цвет гвоздики имеет в себе как будто что-то зловещее, напоминающее кровь. И на самом деле, во многих случаях история этого цветка, как оказывается, связана с целым рядом кровавых исторических событий, начиная с самого греческого мифа, повествующего об его происхождении.
Рассказывают, что однажды богиня Диана, возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшим на своей свирели веселую песенку. Вне себя от гнева она укоряет бедного пастушка в том, что он разогнал своей музыкой дичь, и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем не повинен, и умоляет ее о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости, не хочет ничего слышать, набрасывается на него и вырывает у него глаза.
Тут только она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного злодеяния. (...) Тогда, чтобы увековечить эти, так жалобно смотревшие на нее глаза, она бросает их на тропинку, и в ту же минуту из них вырастают две красные гвоздики, напоминающие разрисовкой еврей (есть гвоздики, у которых в середине находится несколько похожее на зрачок пятно) совершенное злодеяние, а своим цветом - невинно пролитую кровь.
Таково вступление гвоздики в историю человечества. Дальнейшая ее история во многом соответствует началу. Но особенно выдающуюся роль она играет в некоторых кровавых событиях Франции.
Первое ее появление здесь относится еще ко временам Людовика IX Святого, когда этот благочестивый король предпринял в 1270 году последний крестовый поход и осадил со своими 60.000 рыцарей город Тунис.
В то время, как известно, среди крестоносцев вдруг разразилась страшная чума. Люди гибли, как мухи, и все усилия врачей помочь им оказались тщетными. Тогда Людовик Святой, твердо убежденный, что в природе против всякого яда существует и противоядие, и обладавший, как говорят, некоторым знанием целебных трав, решил, что в стране, где так часто свирепствует эта страшная болезнь, по всей вероятности, можно найти и излечивающее ее растение.
И вот он остановил свое внимание на одном прелестном, росшем на сухой, почти бесплодной почве цветке.

Его красивая окраска, его сильно напоминавший собою пряную индийскую гвоздику запах заставляют его предположить, что это и есть именно то растение, которое ему нужно.
Он велит нарвать как можно больше этих цветков, делает из них отвар и начинает поить им заболевающих. И - о, удивление! - настой оказывается во многих случаях целительным, и чума начинает как будто немного ослабевать. К прискорбию, однако, не помогает он, когда заболевает чумой сам король, и Людовик IX вскоре становится ее жертвой.
Возвратись на родину, обожавшие своего доброго короля крестоносцы приносят с собой на память о нем и его гвоздику, которая с этой поры становится во Франции одним из любимейших цветов. Однако ее целебность они приписывают не свойствам самого растения, а святости Людовика IX-как известно, вскоре после этого (1297 г.) папа причисляет его к лику святых. По этой же причине, вероятно, известный ботаник Линней дал ей много столетий спустя научное название Dianthus, т. е. божественный цветок.
Проходит несколько столетий, и гвоздика снова появляется в истории Франции.
На этот раз она является любимым цветком Великого Конде (Людовика II Бурбонского) - знаменитого полководца и победителя испанцев в битве при Рокруа (1649г.).
Будучи заключен благодаря интригам кардинала Мазарини, в Венсенскую тюрьму, Конде, не зная, что делать, занялся здесь садоводством и посадил на маленькой грядке у своего окна несколько гвоздик. Увлекшись их красотою, он так ухаживал за ними, с такою любовью растил, что каждый раз, когда распускался цветок, он гордился им не менее, чем своими победами. Словом, цветок этот заменил ему здесь отсутствующих друзей и сделался единственным утешителем.(...)
Между тем жена его, урожденная де Майль-Бриз, племянница знаменитого Ришелье, женщина чрезвычайно энергичная, не оставалась в бездействии. Она подняла восстание в провинции, склонила на сторону Конде палату в Бордо и добилась наконец того, что его освободили из темницы. Узнав об этой неожиданной для него радости, Конде пришел в изумление и воскликнул: "Не чудеса ли! В то время как испытанный воин растит старательно свои гвоздики, жена его ведет ожесточенную политическую войну и выходит из нее победительницей!"
С этой поры красная гвоздика становится эмблемой приверженцев Конде и служит выражением их самоотверженной преданности не только ему самому, но и всему дому Бурбонов, из которого он происходит.
Особенно она стала играть эту роль во времена французской революции 1793 года, когда невинные жертвы террора, идя на эшафот, украшали себя красной гвоздикой, желая показать, что они умирают за своего дорогого короля и бесстрашно смотрят в глаза смерти. В это страшное время цветок тот носит название гвоздики ужаса (oeillet d'horreur).
В это же время он получает особое значение и среди крестьянского населения Франции. Букетиками из таких гвоздик оделяют теперь крестьянские девушки отправляющихся на войну парней своих деревень, выражая им тем самым пожелание как можно скорее возвратиться победителями и невредимыми. Да и сами - как молодые, так и старые - наполеоновские солдаты верят в чудодейственность этого цветка и бережно хранят его при себе, считая его талисманом против вражеских пуль и средством, возбуждающим храбрость в битве. Сколько, как говорят, таких букетиков находили потом на полях битв на груди храбрецов, которым не суждено было более увидеть своей родины!
Вообще понятия о храбрости и беззаветной отваге были настолько связаны - как в народе, так и в войске - с этим цветком, что Наполеон I, учреждая 15 мая 1802 года орден Почетного легиона, избрал даже цвет гвоздики цветом ленты этого высшего французского знака отличия и тем самым увековечил, с одной стороны, роль ее в истории Франции, а с другой - ту любовь, которую питал к ней искони французский народ. (...)
Наконец, сроднившись с орденом Почетного легиона, красная гвоздика в 1815 году, когда наступает вторая реставрация, изменяет свое значение и становится эмблемой приверженцев Наполеона, между тем как роялисты, особенно пажи и гвардейцы, избирают своей эмблемой - белую.
Это избрание эмблемы становится, конечно, предметом постоянных кровавых столкновений между сторонниками той и другой партии, которые кончаются часто очень печально.
Примером может служить история несчастного молодого Сен-При, пажа Людовика XVIII.
Однажды он приехал в гости к своей тетке, статс-даме герцогини д'Ангулем, без всякой гвоздики. "Как, ты не носишь никакой эмблемы? - спросила она его с усмешкой, - разве ты боишься бонапартистов?" В это время как раз входила герцогиня д'Ангулем. Услышав эти слова, она сказала: "Упреки Вашей тетушки несправедливы. Я знаю, что Вы, г-н Сен-При, как Баярд*, - рыцарь без страха и упрека и преданы нам всей душой". И говоря это, она взяла из находившегося тут же букета белых гвоздик одну и воткнула ее в петлицу Сен-При. "Глубоко тронут вниманием Вашего Высочества, - отвечал, кланяясь, Сен-При, - можете быть уверены, что я докажу, что Вы правы".
Вечером, гуляя на бульваре вместе с несколькими товарищами с подаренной ему белой гвоздикой в петлице, он повстречал группу офицеров-бонапартистов, имевших в петлице красную гвоздику. "Очень маркий цвет, господа, вы носите", - говорит дерзко один из них. "Да, правда, слишком маркий, чтобы вы могли его носить", - отвечает Сен-При. Моментально завязывается ссора. Офицер выхватывает свою шпагу, Сен-При - свою. Шпаги скрещиваются, и начинается поединок. К несчастью, офицер, вызвавший ссору, оказывается известным бретером, и молодой Сен-При, несмотря на всю свою отвагу, не в состоянии долго ему противиться. Пораженный прямо в грудь, он падает на землю как раз в то время, как подбегает военный патруль, чтобы разнять их. Заметив солдат, офицеры разбегаются, оставив Сен-При одного. Поднятый своими товарищами, раненый Сен-При был положен в карету и отвезен в училище. Случайно в то время, как его подвозили к училищу, проезжала мимо и его тетка с герцогиней д'Ангулем. Не заметив его бледности, но видя на груди окрасившуюся от залившей ее крови в красный цвет гвоздику, она воскликнула: "Стыд, стыд! Негодный, он нас срамит, он носит красную гвоздику!" "Да, сударыня, - отвечает слабым голосом Сен-При, - красную, но по-прежнему чистую; она окрашена моей кровью". "Боже мой, - говорит, заметив кровь, растерявшаяся герцогиня, - да ведь он ранен; бедное дитя, это я его убила!.." В тот же вечер паж скончался, выразив перед смертью желание, чтобы в гроб ему положили и убившую его гвоздику... И таких сцен в это время было много.
Такова роль гвоздики в истории Франции. Не менее интересную роль она играет и в других государствах.

Последний раз редактировалось Васин Сергей; 18.05.2010 в 19:52..
   
Ответить с цитированием