Показать сообщение отдельно
Старый
  (#1)
Оленок
*********
активный участник
Оленок отключил(а) отображение уровня репутации
 
Аватар для Оленок
 
Добавить в друзья

Сообщений: 1,921
Сказал(а) спасибо: 122
Поблагодарили 57 раз(а) в 36 сообщениях
Регистрация: 09.05.2008
Адрес: Москва
Рейтинг: 583
По умолчанию Мифы, легенды, сказки и предания о цветах - 28.01.2010, 12:58

Богиня цветочного пантеона


Сложно найти цветок, о котором было бы сказано больше, чем о героине нашего сегодняшнего рассказа. Художники всех эпох стремились запечатлеть ее совершенство на своих полотнах. Писатели многократно обращались к этому дивному образу в своих рассказах, сказках, повестях и романах. Поэты воспевали ее красоту, называя самой прекрасной богиней цветочного пантеона и посвящая ей огромное количество стихов. Селекционеры в ней души не чают, с каждым годом выводя все новые сорта. Флористы просто жить без нее не могут, ведь она занимает одно из первых мест по использованию в букетах. Итак, встречайте: царица цветочного мира, ее Величество Роза!

Мифы и легенды

Индийские пураны (мифы) рассказывают о том, что из распускающегося бутона розы родилась красивейшая из женщин – Лакшми, богиня красоты, ставшая женой Вишну. Укрывавшая ее роза превратилась в символ божественной тайны, и с тех давних времен считается у всех восточных народов священной.

В Древней Персии этот цветок почитали как подарок Аллаха, более того, эта страна даже получила поэтическое название – Гюлистан, то есть Сад роз.

В Греции также относились к розе как к дару богов. Один из выдающихся греческих лириков Анакреон полагал, что она возникла из белоснежной пены моря, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня ступила на сушу. Боги обрызгали великолепную белую розу нектаром, и она стала дивно благоухать. Но когда Афродита узнала, что ее возлюбленного Адониса в роще смертельно ранил вепрь, и бросилась бежать к нему по розам, не обращая внимания на их колючие шипы, они изранили ей ноги. Белые розы, на которые попали капли крови богини, превратились в ярко-красные.

В более поздние времена в средневековой Европе возник образ розы-защитницы благих дел, например, до наших дней дошла легенда о святителе Николае. Он взял в монастыре хлеб, чтобы в холодную зиму накормить бедняков, но по дороге его остановил строгий настоятель монастыря. И тогда хлеб вдруг превратился в розы – то был знак свыше, что бог на стороне святителя, совершающего это доброе дело.

Происхождение «королевы»

Откуда же появилась роза и какова была ее роль в жизни человечества? В настоящее время большинство ученых придерживаются гипотезы, согласно которой садовые розы стали известны задолго до нашей эры в двух территориально удаленных друг от друга областях Востока. Эти растения были непохожи по размерам, аромату цветков и некоторым другим признакам. Те садовые розы, которые появились на Ближнем Востоке и в Персии, были представлены главным образом галльскими розами – огромными роскошными раскидистыми кустами. Они обладают великолепным дурманящим запахом, а их махровые цветки имеют красную, белую или розовую окраску. Цветут галльские розы всего раз за сезон и быстро отцветают.

Садовые розы совсем иного типа появились в Китае и оттуда попали в Индию. Из всех восточно-азиатских видов роз наиболее популярны были китайская и индийская, цветущие продолжительное время и несколько раз за сезон. Роза китайская представляет собой миниатюрный кустарник с одиночными цветками розового, пурпурного, белого или желтого цвета. Индийская роза носит также название «чайная», у нее длинные стебли и одиночные цветки с ароматом чая.

В Персии розами декорировали храмы и дворцы, а в Китае их выращивали исключительно в садах императора. Затем розы распространились в другие страны. Когда они попали в Древнюю Грецию, то стали с невероятным размахом использоваться практически во всех торжествах. Венками из этих удивительных цветов, перевитых миртом, украшали невест. Розами осыпали путь победителя, возвращающегося с войны, и его колесницу. Розы носили на голове и груди в знак траура, в религиозных обрядах или украшали статуи богов. Надо добавить, что в Греции серьезно изучали розы в ботаническом плане.

Далее колонисты привезли розы в Рим, где они превратились в символ строгой нравственности, ими награждали за особые заслуги. Цветок считался священным, и каждый год в память об умерших совершались торжества, в дни которых могилы и урны с прахом убирались венками из роз. Эти праздники назвались розалийскими днями, или розалиями. В Риме роза была эмблемой храбрости, и воины шли сражаться, надев венки из этих цветов. Во время дружеских пиршеств римляне бросали в вино лепестки роз из своих венков. По традиции каждый мог осыпать в свое вино лепестки с венка того, кому симпатизировал, и выпить это вино в знак дружеского расположения.

Сменялись эпохи и цивилизации, а роза оставалась неизменным атрибутом человеческой культуры. В период падения Рима она превратилась в символ роскоши, для выращивания роз были отведены самые плодородные земли, а из Александрии и Карфагена прибывали целые корабли этих цветов. Огромное количество цветков использовалось для венков, которыми на пиршествах украшались головы всех гостей и рабов. Еда и напитки были усыпаны розовыми лепестками, как и столы, а иногда даже пол. Из роз делали множество сладостей, производимых на Востоке и в наши дни. Когда представители правящего сословия плыли на галерах по морю, поверхность воды была усыпана лепестками роз.

В Западной Европе роза стала популярной только через несколько столетий, в IV веке нашей эры, когда ее объявили райским цветком и посвятили Богородице. В V–VI веках роза появилась во Франции, и ее стали культивировать, но дозволялось это не каждому. Тот, кто получал разрешение, должен был платить своеобразную дань – поставлять городскому совету каждый год три венка роз в день Благовещения и корзину с розами в день Вознесения.

В Средние века появляется традиция, согласно которой глава Римской католической церкви награждает за добродетель золотой розой, усыпанной драгоценными камнями, на лепестках которой выгравированы имя папы и перечень добродетелей лица, которому она предназначена.

В Англию роза попала примерно в XIV веке и очаровала обоих претендентов на английский трон – предводителей Йоркского и Ланкастерского домов. В итоге один из них поместил в свой герб белую розу, а другой – алую, что дало название их борьбе за престол, продлившейся более 30 лет. В память о Войне Алой и Белой розы садоводы вывели ланкастер-йоркскую розу, дававшую белые и алые цветы на одном кусте.

Описанный случай включения розы в официальную символику – не единственный в истории: ее изображение можно встретить на гербах многих знатнейших рыцарей и дворян, а также некоторых городов. Вдохновитель Реформации Мартин Лютер выбрал ее для своей печати. Один из видов дикой розы, произрастающий в корейских горах, – роза Шарона – является символом Кореи, и ее изображение находится на монете достоинством в 1 вон.

В России розы появились приблизительно в конце XVI века, но лишь в XIX веке стали популярны. Во времена Петра I канцлер граф Г. И. Головкин, любивший розы, в своем имении развел сад, выписав из Англии садовника. Ухаживать за розами приезжему специалисту помогали несколько крепостных графа, один из которых научился выращивать розы лучше англичанина. За это граф отпустил русского садовника со всей семьей на волю, изменив его фамилию на Розанов.

Число садовых форм и сортов роз на сегодняшний день превышает 25 тысяч. Селекционеры с каждым годом увеличивают их количество, хотя это очень долгий, кропотливый и непростой труд – на создание нового сорта уходит почти 10 лет. Как правило, в цветоводстве используют сорта сложного гибридного происхождения, относящиеся к разным садовым группам, а именно: парковые розы, полиантовые, плетистые, чайно-гибридные, ремонтантные, миниатюрные, флорибунда, грандифлора.

Гибриды чайных роз произошли от розовой чайной розы, которую привезли в Европу из Ост-Индии в 1860 году, и желтой чайной розы, попавшей в Европу из Китая в 1824 году.

Некоторые считают, что ремонтантная роза появилась в результате скрещивания чайной и бенгальской розы, попавшей в Европу из Кантона в 1789 году. Однако ближе к истине предположение, что группа ремонтантных роз ведет свое происхождение от роз индийской группы и секции французской розы. Это означает, что были скрещены чайные розы и галльские (галльская, дамасская, центифолия). Однако из-за того, что с июля по август ремонтантные розы не цветут, их популярность сейчас невелика.

В конце XIX века селекционеры скрестили чайно-гибридные розы с многоцветковыми, получив полиантовые розы. Эти розы достигают в высоту 50–60 см, имеют разнообразную окраску и, что немаловажно, устойчивы к грибным заболеваниям и морозостойки. На одном компактном кусте распускается одновременно до 200 цветков, которые сохраняют цветущий вид до 15–20 дней. Полиантовые розы, высаженные вдоль дорожки, создают иллюзию прогулки по белым или розовым облакам.

Первые розы флорибунда были получены в 1935 году в результате сложных скрещиваний чайно-гибридных, мускусных, полиантовых и некоторых других видов роз. От чайно-гибридных они унаследовали знаменитый изумительный аромат, а от полиантовых – жизнестойкость и способность цвести в течение всего сезона.

Великолепные пышные розы группы «родились» в 1954 году в результате скрещивания чайно-гибридных роз и роз флорибунда. Появившаяся тогда величественная роза Королева Елизавета произвела на цветоводов такое неизгладимое впечатление, что это и положило начало разведению роз новой группы. Интересно, что английские цветоводы, специализирующиеся на розах, не выделяют группу грандифлора. С их точки зрения, это флорибунда, но их американские коллеги с ними категорически не согласны. Эти розы во многом похожи на чайно-гибридные, но превзошли их в размерах: высота кустов роз группы грандифлора достигает полутора метров, а бывает и выше.

Однако розы грандифлора кажутся малютками по сравнению с плетистыми розами. Для того чтобы получить последние, использовали два вида: розу многоцветковую и розу Вихураяна, которые скрестили с чайно-гибридными розами и розой французской. Плетистые розы применяют для вертикального озеленения – их мощные дугообразные побеги имеют длину 3–5 м и прекрасно подходят для оформления улиц и загородных садовых участков.

Миниатюрные розы попали в Европу из Китая в 1910 году. Они действительно невысокие – 20–30 см, а их маленькие цветки отличаются красивой формой. Эти цветы можно выращивать не только в открытом грунте, но и в горшках на подоконнике.

Названия многих роз имеют интересное происхождение. Например, самая крупная из существующих роз (до 15 см в диаметре) ремонтантная роза Поль Нейрон получила свое название в память о молодом студенте-медике, подававшем большие надежды и любившем розы. Когда он отправился защищать страну на войне с Германией, его сосед садовод Левэ посвятил ему новую розу малиново-розового цвета. На войне Поль героически погиб, и тогда в память о нем Левэ вывел бланжевую розу Souvenir de Paul Neyron. Название розовато-белой розы Souvenir de la Malmaison связано с садом экзотических растений замка Мальмезон, принадлежавшим Жозефине, первой жене Наполеона. Собирая со всех концов мира растения, она составила огромную коллекцию из цветов, которые ранее не были известны в Европе. Существует произвольное деление роз на «старые» и «новые» по принципу – были ли эти сорта в саду Жозефины. Все розы, которые цвели в Мальмезоне (а это 250 сортов!) официально считаются «старыми», а сорта, выведенные позже, «новыми».

Классификация садовых роз за долгий период их культуры неоднократно менялась. Происхождение современных садовых роз запутано, что не представляется возможным когда-нибудь упорядочить эту классификацию. Но, конечно, это не мешает любоваться изысканной красотой прекрасных цветов!

Вечная муза

Среди тех, кто искренне восхищается этим цветком, не только представители творческих профессий, но и все те, у кого развито чувство прекрасного, независимо от пола, возраста и вероисповедания. Даже если бы роза попала на иную планету, она и там мгновенно стала бы предметом восхищения. По крайней мере, прецедент уже создан – вспомните, кого так любил и оберегал Маленький Принц на своей планете?

Одно из самых красивых поэтических произведений, посвященное розам, сочинил Уильям Шекспир:

И только аромат цветущих роз –
Летучий пленник, запертый в стекле, –
Напоминает в стужу и мороз
О том, что лето было на земле.
Свой прежний блеск утратили цветы,
Но сохранили душу красоты.


Ханс Христиан Андерсен, увидев однажды около Смирны куст роз, представил, как эти цветы растут на могиле Гомера, и это вдохновило его на создание еще одной сказки. Всю жизнь он очень трепетно относился к розам и даже умер с этим цветком в руке. А желанием Виктора Гюго было… умереть в пору цветения роз. Так и случилось – знаменитого писателя не стало конце мая, и его гроб буквально утопал в розах. Один из самых загадочных авторов современности Умберто Эко написал роман «Имя Розы», в названии которого, пусть и в аллегорическом значении, фигурирует наша героиня. По этой книге был снят одноименный фильм с Шоном Коннери в главной роли, и теперь настал черед поговорить о розе в самом молодом из искусств: кинематографе. В разное время появлялись такие ленты, как «Пурпурная роза Каира», «Вьющаяся Роза», «Черная роза Гарлема», «Черная Роза – эмблема печали, Красная Роза – эмблема любви». Все они, конечно, не были посвящены розе в качестве ботанического объекта, но ее образ был использован в них чрезвычайно интересно и порой необычно.

Впрочем, некоторые творческие личности изображали розу именно как объект биологии и тем прославились: например, бельгийский художник Пьер-Жозеф Редутэ сделал превосходную ботаническую иллюстрацию «Les Roses». Голландские, да и многие другие живописцы нередко изображали розу на своих натюрмортах, но такой цветок не мог оставаться исключительно натуралистическим объектом. Он вдохновлял на большее. В Средние века изображения венков из роз служили аллегорией на картинах, посвященных Богоматери с младенцем. Венок из белоснежных роз был символом радости Богоматери, из красных – ее страданий, из желтых – ее славы. А в России в 1907 году возникло творческое объединение «Голубая Роза», название которого, как полагают, – отсылка к считавшемуся символом совершенства таинственному голубому цветку Новалиса.

Было бы странно, если бы этот цветок обошли вниманием музыканты. Одного из музыкантов сама судьба связала с образом розы и прославила на весь мир. Уильям Бэйли узнав, что настоящая фамилия его отца – Роуз, поменял свое имя и стал зваться Эксл Роуз. Затем вместе с музыкантом по фамилии Ганз он собрал состав, в названии которого было обыграно звучание их фамилий и создан имидж, так хорошо подходящий команде, играющей в стиле хард-н-хэви, Guns' N Roses – «Ружья и Розы».

Чуть менее известная группа – Stone Roses – выбрала себе красивое название «Каменные Розы», так же очень хорошо отражающее их утяжеленную и чуть мрачноватую музыку.

Тайные знаки

Богатейшая символика этого цветка поражает воображение. Как, спрашивается, одному и тому же цветку могут приписываться противоположные по смыслу значения? Все дело в цвете. Окраска роз настолько разнообразна, что лепестки красного оттенка обозначают земную любовь и страсть, а белого – возвышенную, возможно, тайную. Вообще, белая роза – символ чистоты и небесного совершенства. Кстати, еще одна интересная история: неизвестный поклонник музыки Прокофьева однажды, не успевая на премьеру концерта в оперный театр, попросил друзей в знак признательности композитору положить на его место белую розу.

Оранжевая роза – цветок яркого и радостного цвета, поэтому обозначает желание или радость. Романтичные особы предпочитают розы розовых оттенков, которые подразумевают глубокую и нежную привязанность, а также семейное счастье. Желтые цветы раньше считались знаком измены или разлуки, но в последнее время желтую розу называют цветком удачи.

Сейчас язык цветов почти забыт, но в эпоху романтизма он имел огромное значение. Для того чтобы дать повод надеяться, человеку дарили листовую розу. А чтобы он не сомневался, что его всегда помнят, – чайную. Подобно стреле Купидона, стремительно и бесповоротно пронзающей сердце, тернистая роза служила символом любви с первого взгляда.

Наталья Филиппович

Последний раз редактировалось Оленок; 09.06.2013 в 00:20..
   
Ответить с цитированием