Показать сообщение отдельно
Старый
  (#290)
Малова О.Д.
активный участник
Малова О.Д. Хорошая репутацияМалова О.Д. Хорошая репутация
 
Аватар для Малова О.Д.
 
Добавить в друзья

Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 133
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 16.03.2011, 12:25

Цитата:
Сообщение от odessitka Посмотреть сообщение
Большое спасибо всем ! Особенное Танюшке !!!! Постараюсь выложить свои фото .Девочки у Вас очень красивые работы !!!!! В храме люди так радуются оформлению - как нигде !!!!! Прихожане нашего храма какждый праздник ждут от нас чегото новенького- так что большое спасибо за новые идеи !!!!!!!!!!1
Монограмма Патриарха Кирилла понравилась очень. Художественно, тонко, красиво, а главное – традиционная, узнаваемая церковная форма, но флористическая, имитация церковной вышивки, своеобразное «рисование цветами». Вызывает уважение и приложенный труд – ювелирная работа, профессиональная. А что за объект на первой фотографии сразу не поняла. Ни эстетических, ни благоговейно-молитвенных чувств данная работа у меня не вызывает, а скорее наоборот. Рядом не могла рассмотреть ни одной святыни, ради которой всё это создавалось. Скорее всего, это для Плащаницы, но и для неё несоразмерно много. Конечно, такая точка зрения требует объяснения, поэтому простите за многословие. Композиции в храме – это благоговейные акценты, нельзя подавлять или закрывать святыни. У Вас даже не видно Царских врат, да и по размеру данный объект их превосходит! Возможно, это ракурс фотографии такой? О том, что нельзя закрывать цветочными композициями Царские врата мне сделал замечание игумен, художник-реставратор, и подобные замечания священников-специалистов для нас закон к исполнению. Но церковная аранжировка – это не столько эстетические эмоции, сколько усиление благоговения и трепетного отношения ко всему, что есть в церкви! Божественная красота цветов в храме существует только ради молитвы и для неё, ибо этому всё и подчинено. Декоративный массивный стиль не всегда этому способствует! Используя избирательно опыт европейской флористики, нельзя забывать и о ценностях восточной для храмовых композиций, памятуя о красоте каждого отдельного цветка. То есть не копировать, а выделять то, что присуще христианству, ибо христианство не перенимает языческие обычаи, а выделяет то Христово, что было до Христа. Поэтому так необходимы флористу знания о христианском искусстве, если он считает, что флористика – это жанр искусства. Художник только тогда чувствует эту разумную достаточность, баланс, когда сам является воцерковлённым, посещает богослужение, исповедывает Таинства Церкви и, соответственно понимает, что «засилье» цветов и особенно, когда они несоразмерно закрывают святыни, только отвлекает от молитвы. То есть цветы в храме могут способствовать благоговейной молитве, а могут быть созданным приземлённым роскошеством, не соответствующим церковному искусству, отвлекать от самого главного в храме. Иконография, в которой нет ничего случайного, а только образы, прообразы, символы, прочитываемые христианином, является примером и основой для храмовой флористики. Когда в храме буйство цветов, на которые прихожане не могут не обращать внимания во всё время богослужения, порой гораздо вреднее, чем их отсутствие. Святые отцы учат тому, что простота, а не пестрота, является основой искусства в храме. Очень часто, при использовании большого количества цветов, явственно проступает эта пестрота, которая и на языке флористики называется крапчатостью. При ненужной флористической монументальности уже, конечно, не до фокусных точек и композиционных символических особенностей, время хватает только на то, чтобы «покрыть» необходимые поверхности. И уж, коль пошёл разговор о не совсем приятном, добавлю, что при украшении храмовых светильников также надо быть поосторожнее – у них не утилитарная функция, а богословская. Поэтому, прежде чем приступать к работе, необходимо познать, что светильники отнюдь не только для освещения в храме присутствуют (почему на утренних богослужениях света бывает много, а на вечерних – мало?), как понимается свет в храме? Всё должно быть с пониманием и в меру: не надо закрывать их настолько, что не видно ни образов на хоросе, ни креста на паникадиле, дополнять цветами необходимо очень тонко, придавая большое значение форме, ибо Дух творит формы. Есть примеры, когда светильники полностью покрывают растениями, или создают очертания, вызывающие странные ассоциации, когда гирлянды на хоросе напоминают насекомое-паука или оформление банкетного зала для свадебного торжества и т.д. В продуманной флористической аскетике – благоговение перед святыней, а не желание показать своё мастерство декоратора. Как часто, увлекаясь украшением интерьера, флорист забывает о том, где главные точки приложения его творчества. В средней части храма, это, в первую очередь, святые мощи, чтимые святыни, чудотворные иконы, праздничная икона на аналое.