Показать сообщение отдельно
Старый
  (#472)
Малова О.Д.
активный участник
Малова О.Д. Хорошая репутацияМалова О.Д. Хорошая репутация
 
Аватар для Малова О.Д.
 
Добавить в друзья

Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 133
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 12.06.2011, 13:07

[QUOTE=Vereneja;101581]
Здравствуйте, Ольга Дмитриевна, давно слежу за вашими сообщениями как гость форума. Правда заинтересовали они меня не столько с точки зрения флористики, сколько с точки зрения богословия. Давно с интересом слежу за появлением новых фраз в православном мире - «Православная флористика», «Православная психология» и т.п. Что они значат? И какова их цель? Это вопрос, на который профессионалы своих областей ищут ответы собираясь обсуждая, рассуждая и приходя к общему мнению на собрания, конференциях и т.п.. Я читала Ваши сообщения и никогда не вмешивалась. Но Ваш вопрос об издании книги все же с подвиг меня и зарегистрироваться и написать Вам это письмо.
Более всего я ценю в советах и отзывах, которые мне дают или пишут - критику. Похвалы, которыми в изобилии вас награждают на этом форуме, думаю поглотят мое сообщение, либо модератор его вырежетJ)). Но я постараюсь вложить в нее всю христианскую любовь и вместе с ней высказать ту правду, которую вижу читая этот раздел.

Очень хорошо, что Вы задаёте вопросы, но только наши личные мнения в Церкви ничего не значат! В Церкви есть Священное Предание и Священное Писание, святоотеческое наследие и каноны христианского искусства! И чем бы мы ни занимались (подвизались) в храме, хотим мы этого или не хотим, мнение какое-то на этот счёт имеем – всё это оставляем на пороге храма. Понятно, что форумчане разделились на тех, кто воцерковлён и несёт это послушание, а также на тех, кто занимается флористикой профессионально, но не исповедывает Таинства Церкви. Поэтому и язык общения разный.
Я всего лишь собрала материалы и ими делюсь, причём всё это с благословения архиепископа, игуменов, протоиерея. Два из них имеют прямое отношение к искусству по своей мирской профессии, а также доктор богословия и кандидат богословия. Весь собранный материал прочитан ими и не раз, имеются рецензии. «…нельзя внешнее отрывать от внутреннего – это одно поле, которое человек вспахивает всю свою жизнь. И внешнее должно помогать внутреннему, а внутреннее должно формировать внешнее». Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в домовом храме СПБ духовной академии 29 мая 2011 г. Отсюда вопрос: «А что же такое внутреннее в Церкви?» На встрече со студентами архиепископ Евлогий, взяв лепесток лилии (композиция стояла на столе), спросил: «Как вы думаете, что это? Цветочки? Нет! Это богословие растений!»
Красота не является самоцелью для христианина, она лишь отблеск Истинной Красоты, а потому способствует пониманию приоритета смысла над эстетикой и ведёт к познанию Бога. Тайну соотношения внешнего и внутреннего в этом мире и открывает нам созерцание красоты: «… в понимании Православной Церкви, красота не есть та красивость, которая свойственна твари в её теперешнем состоянии; она – свойство будущего века, где Бог будет всяческая во всех. Господь воцарися, в лепоту (красоту) облечеся…[1]Иначе говоря, «подлинная красота есть сияние Духа Святого, Святость, приобщение к будущему веку» [Л.А. Успенский. Автор учебника «Богословие иконы»].
Как же возможно приступать к работе с растениями в православном храме, не зная их символического значения в Библии! Трудно, а порой и невозможно постигнуть духовный – спасительный смысл священных текстов, не понимая символического значения растительного мира в Священном Писании. Как же можно приступать к работе в храме, не зная канонов искусства Русской Православной Церкви и его основы – символики, тем более не читая Евангелие?
Отец Павел Флоренский называет канон «оселком, на котором ломались ничтожества и заострялись настоящие дарования» [276. С.62]. У каждого из нас есть, конечно, свои привычки и свой вкус, а у профессиональных флористов свой стиль или новаторские приёмы. Однако в храме мы должны их правильно использовать или уметь преодолевать – жертвовать ими. Да и назначение храма совсем не в том, чтобы удовлетворять привычкам и вкусам тех или иных лиц, а в том, чтобы направлять всех на спасительный путь Церкви, поэтому произвольный полёт фантазии флориста, не основанный на церковных канонах, недопустим. «На II Никейском соборе, – писал Н.В. Лосский, – иконы являли собой лишь видимую часть айсберга. Нетрудно прочесть между строк: имеются в виду все виды искусства, задействованные в богослужении: архитектура и искусство интерьера… любой вид искусства, используемый в рамках богослужения, должен сообразовываться с Евангелием, должен содействовать возвещению этой Благой вести. Следовательно,всякая форма искусства во время богослужения участвует в проповеди» .
Что касается символики, то флоросимволика существовала всегда, в том числе и цветовые настроения. Так почему же Вы не разрешаете использовать в Церкви то, что для неё традиционно? В данном случае Вы устанавливаете законы, а не я. Создавать композиции лишь декоративные или использовать символические образы искусства Церкви – это выбор каждого, тем более всё в Церкви делается с благословения! Но, православная символика хранит истины веры от субъективного, вольного подхода к ним, не позволяя «возлагать непомерное бремя на сердца до крайности немощные» [Свт. Григорий Богослов]. Святыми отцами христианская символика раскрывалась и толковалась вместе с богослужением. Вне богослужения и растительная символика теряет свой смысл, превращаясь в ряд отвлечённых, бесплодных понятий и форм.
Любой жанр искусства, это, прежде всего, образы! Возможно ли всё, что создано во флористике в миру перенести в храм, как и в других жанрах искусства? В музыке, например, в живописи, а почему в православных храмах практически нет скульптуры, в отличие от католических? Есть портреты, а есть иконы! Как Вы, считаете, уместен будет шедевр Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» в храме?
Наша задача в практическом использовании основных форм теории флористики в преемственности традиций искусства Церкви и гармоничном включении украшения в интерьер конкретного храма.
Предоставить полную свободу флористу в храме – это значит предоставить свободу богословствовать по своему разумению, стать учителем Церкви, основываясь исключительно на личном видении темы и формах её раскрытия. Такая роль не может принадлежать художнику в Церкви, независимо от того, на какой ступени профессионального развития он находится.
А что касается страстей, то для этого существует покаяние при руководстве духовных лиц, которым и дано обличать и смирять нас, и я не исключение, только оценку моим поступкам даст мой исповедник, руководствуясь своим духовным опытом.
[1] Пс. 92. Прокимен утрени воскресного дня, который есть образ грядущей вечной жизни.