Флористика: популярный флористический форум

Флористика: популярный флористический форум (http://www.floristic.ru/forum/index.php)
-   Свадебная флористика (http://www.floristic.ru/forum/forumdisplay.php?f=24)
-   -   Народная свадьба (http://www.floristic.ru/forum/showthread.php?t=3706)

terra86 09.12.2010 01:19

Народная свадьба
 
Народная свадьба Москва ВВЦ 2008 г.
Альбом Татьяны Ивановой
http://www.facebook.com/photo.php?fb...0213584&type=3

http://sphotos-e.ak.fbcdn.net/hphoto..._3951582_n.jpg

terra86 09.12.2010 01:22

Re: Народная свадьба
 
http://www.facebook.com/photo.php?fb...00001230213584

Авторы Юлия Зеленина и Ирина Кутилина. г.Москва. Рогоз.
http://sphotos-c.ak.fbcdn.net/hphoto...1_827467_n.jpg http://sphotos-b.ak.fbcdn.net/hphoto..._1394949_n.jpg
http://sphotos-e.ak.fbcdn.net/hphoto..._3384123_n.jpg

terra86 09.12.2010 01:24

Re: Народная свадьба
 
http://sphotos-g.ak.fbcdn.net/hphoto..._7256560_n.jpg

terra86 09.12.2010 01:26

Re: Народная свадьба
 
http://sphotos-h.ak.fbcdn.net/hphoto...4_491475_n.jpg http://sphotos-a.ak.fbcdn.net/hphoto..._5899404_n.jpg

terra86 09.12.2010 01:27

Re: Народная свадьба
 
http://sphotos-b.ak.fbcdn.net/hphoto..._3294610_n.jpg http://sphotos-c.ak.fbcdn.net/hphoto..._5239242_n.jpg

terra86 09.12.2010 01:28

Re: Народная свадьба
 
http://sphotos-g.ak.fbcdn.net/hphoto..._4086361_n.jpg http://sphotos-b.ak.fbcdn.net/hphoto..._3894294_n.jpg

terra86 09.12.2010 01:31

Re: Народная свадьба
 
http://sphotos-b.ak.fbcdn.net/hphoto..._3290918_n.jpg

terra86 09.12.2010 01:33

Re: Народная свадьба
 
http://sphotos-d.ak.fbcdn.net/hphoto..._7728285_n.jpg http://sphotos-e.ak.fbcdn.net/hphoto..._5054541_n.jpg

terra86 09.12.2010 01:35

Re: Народная свадьба
 
http://sphotos-h.ak.fbcdn.net/hphoto...5_208452_n.jpg

terra86 09.12.2010 01:36

Re: Народная свадьба
 
http://sphotos-d.ak.fbcdn.net/hphoto..._6029129_n.jpg http://sphotos-h.ak.fbcdn.net/hphoto...9_515326_n.jpg

terra86 09.12.2010 01:39

Re: Народная свадьба
 
http://sphotos-f.ak.fbcdn.net/hphoto..._2461746_n.jpg http://sphotos-a.ak.fbcdn.net/hphoto..._8380142_n.jpg

Лика 09.12.2010 20:38

Re: Народная свадьба
 
Terra86! Спасибо, Алёна, труд огромный!:gc:

Оленок 09.12.2010 21:06

Re: Народная свадьба
 
Какая же красота! Спасибки за доставленное удовольствие от созерцания. Много полезного для себя увидела.:gc:

terra86 09.12.2010 21:44

Re: Народная свадьба
 
Надеюсь, что позже узнаем имена мастеров флористов! Работы- чудесные! Молодцы!!!
Фото еще есть на фейсбуке, позже дополню...

Lyubov 10.12.2010 00:22

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 2
Работы были действительно замечательные. Мне больше понравилась атмосфера подготовки к показу, многие из нас(приезжих) накануне во всю трудились в ЭФ-Дизайн,так что каждый мог насладится работой,я имею ввиду мастерством друг друга.
На фото моя "Кельтская невеста"

Lyubov 10.12.2010 00:30

Re: Народная свадьба
 
Цитата:

Сообщение от terra86 (Сообщение 77329)

Курамшина Екатерина, г Москва, умничка!

славянка 10.12.2010 00:31

Re: Народная свадьба
 
Как же это всё красиво!

Lyubov 10.12.2010 00:34

Re: Народная свадьба
 
Цитата:

Сообщение от terra86 (Сообщение 77333)

Автор этой работы тоже Екатерина,к сожалению не помню фамилию,причем шила она все сама. Цветочки и зелень пришиты,а не приклеены,филигранная работа

Lyubov 10.12.2010 00:35

Re: Народная свадьба
 
Цитата:

Сообщение от terra86 (Сообщение 77334)

автор-Светлана Иванова, г Самара, труженица и цветочный ювелир!

Lyubov 10.12.2010 00:54

Re: Народная свадьба
 
Цитата:

Сообщение от terra86 (Сообщение 77335)

автор-Елена Ногина,г Ухта,КАКАЯ накидка!!!!!!!

FLORANS 10.12.2010 10:42

Re: Народная свадьба
 
Царевна просто блеск! Супер!

terra86 12.12.2010 18:26

Re: Народная свадьба
 
Цитата:

Сообщение от Lyubov (Сообщение 77440)
Работы были действительно замечательные. Мне больше понравилась атмосфера подготовки к показу, многие из нас(приезжих) накануне во всю трудились в ЭФ-Дизайн,так что каждый мог насладится работой,я имею ввиду мастерством друг друга.
На фото моя "Кельтская невеста"

Lyubov, спасибо большое за комментарии. Так хотелось узнать имена авторов - работы удивительные!!!

terra86 12.12.2010 18:30

Re: Народная свадьба
 
Воронежская невеста.
авторы- Здоровцева Татьяна и Гайдаржи Валерия.
Сорока на голове - береста, спилы.
Украшение на шее - ива, чечевица, фасоль, пшено

http://www.facebook.com/photo.php?fb...00001230213584

http://sphotos-h.ak.fbcdn.net/hphoto..._3343811_n.jpg http://sphotos-c.ak.fbcdn.net/hphoto..._7952042_n.jpg

terra86 12.12.2010 18:32

Re: Народная свадьба
 
Республика Марий Эл. г.Йошкар-Ола.
Автор Елена Лемешева.
Мох,веточки и листья брусники, кора, кольца из берграсса.

http://www.facebook.com/photo.php?fb...00001230213584
http://sphotos-b.ak.fbcdn.net/hphoto..._6183862_n.jpg http://sphotos-a.ak.fbcdn.net/hphoto...0_548668_n.jpg

terra86 12.12.2010 18:37

Re: Народная свадьба
 
Национальный татарский костюм.
Автор Алла Сафонова, Казань.
Калфак на голове и букет выполнен в краштехнике.

http://www.facebook.com/photo.php?fb...00001230213584

http://sphotos-f.ak.fbcdn.net/hphoto..._5768687_n.jpg http://sphotos-d.ak.fbcdn.net/hphoto..._3560320_n.jpg

terra86 12.12.2010 18:58

Re: Народная свадьба
 
http://www.facebook.com/photo.php?fb...00001230213584
http://sphotos-h.ak.fbcdn.net/hphoto..._2641136_n.jpg http://sphotos-d.ak.fbcdn.net/hphoto..._1547004_n.jpg

terra86 12.12.2010 18:59

Re: Народная свадьба
 
http://www.facebook.com/photo.php?fb...00001230213584
http://sphotos-a.ak.fbcdn.net/hphoto..._1935243_n.jpg http://sphotos-b.ak.fbcdn.net/hphoto..._8182583_n.jpg

terra86 12.12.2010 19:00

Re: Народная свадьба
 
http://www.facebook.com/photo.php?fb...e=3&permPage=1
http://sphotos-a.ak.fbcdn.net/hphoto..._2421341_n.jpg

http://sphotos-a.ak.fbcdn.net/hphoto..._2421341_n.jpg http://sphotos-f.ak.fbcdn.net/hphoto..._2500560_n.jpg

Lyubov 13.12.2010 02:24

Re: Народная свадьба
 
Цитата:

Сообщение от terra86 (Сообщение 77739)

Автор- Валентина Боталова, г. Ижевск, модель-ее дочка, Наталья.Обе очень солнечные и позитивные, замечательные мастера!!!!

Flower2003 04.06.2012 10:12

Re: Народная свадьба
 
Цитата:

Сообщение от terra86 (Сообщение 77331)

Анна Чайковская, город Москва, студия флористики "Цветок Сирин"

Nimriell 04.01.2013 23:04

Re: Народная свадьба
 
В этом году мне посчастливилось поучаствовать в нескольких проектах народных свадеб, созданных клубом исторической реконструкции "Ратобор"
Очень интересная и близкая мне по духу работа!
http://img-fotki.yandex.ru/get/5631/...d35ca88_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/5629/...591cb8b_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6419/...d87cb8c_XL.jpg

Добавлено через 1 минуту
Красный цвет издавна был любим нашими предками как обережный. Поэтому на реконструкторских свадьбах часто и букеты бывают красными)

sluma 04.01.2013 23:07

Re: Народная свадьба
 
Наташа, очень красиво! Красно-прекрасно!

Lytiki-cvetochki 05.01.2013 01:29

Re: Народная свадьба
 
Наташа, так СОЧНО!

VANDAA 05.01.2013 12:33

Re: Народная свадьба
 
Возвращение традиций...Наташа,здорово!!!

Nimriell 05.01.2013 12:50

Re: Народная свадьба
 
К счастью, история, такая какой она была на самом деле, собранная по крупицам там, где её не смогли выжечь и переписать, всё больше привлекает интерес молодых людей. Очень надеюсь, что новый свадебный сезон принесёт мне больше таких клиентов!

Яна 05.01.2013 17:49

Re: Народная свадьба
 
Наташа, очень красивые, яркие букеты. Согласна с Вами, что хотелось бы побольше интересных, разнообразных свадеб, а то все больше бело-розовые, меньше цветов и больше гипсофилы.

Nimriell 05.01.2013 18:24

Re: Народная свадьба
 
Гипсофилу я вообще почти не использую в свадебных букетах. Объясняю, что она в таком виде давно вышла из моды.

цветочница Анюта 25.02.2014 13:59

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 11
Решила не заводить новую тему , а продолжить здесь и поделится материалом, который был собран для выставки "Свадебный вальс", которая проходила в сентября прошлого года в нашем городе.

В беседах с невестами мне довольно часто приходится отвечать на вопросы, подобные тому, как делать что-либо в день свадьбы согласно нашим традициям. Например:

-Следует ли жениху видеть до свадьбы платье невесты и знать, какие цветы будут в ее свадебном букете?

-Бутоньеры предназначаются только для жениха и свидетеля или на свадьбе их может носить кто-то еще из мужчин?


-Зачем нужен букет–дублер, и обязательно ли бросать свадебный букет подружкам?


-Чем развлекать подруг на девичнике и как его проводить?


Меня, как флориста, больше всего интересовали вопросы о цветах на свадьбе, а именно с какими букетами выходили замуж наши мамы и бабушки ?


Эти вопросы были важны и интересны не только с исторической точки зрения, но также потому, что некоторые цветы – такие, например, как каллы, гвоздика и даже гладиолус , не воспринимаются нашими родителями, как свадебные. Убедить невесту и ее маму выполнить букет из подобных цветов зачастую крайне затруднительно.

Мне очень хотелось реабилитировать любимые мною цветы, из которых получаются потрясающие свадебные букеты.

Поиск ответов на поставленные вопросы сподвиг меня взяться за изучение свадебных фотографий наших мам и бабушек, дабы доподлинно узнать, что было принято на их свадьбах, каковы были традиции, что менялось с течением времени, как проходили сами торжества и подготовка к ним.

Основным источником информации послужили рассказы и фотографии моих знакомых, многочисленной родни и знакомых моей родни, архивы Исторических музеев города Владивостока, архивы ГУМа-одного из старейших магазинов Владивостока, информация Епархии города Владивостока.

Поначалу мои вопросы о том, как проходили свадьбы, многими воспринимались с недоумением, и ответами вроде: «Да ничего особенного-то и не было…», но, убедившись, что без подробного рассказа я не отступлюсь, собеседники все-таки изымали из архивов своей памяти и альбомов воспоминания и свадебные фотографии.

По мере проведения переговоров, память о прежних событиях захватывала людей так, что они даже через некоторое время после первой беседы звонили и радостно сообщали, что нашли или вспомнили что-то еще очень важное….

Беседы иногда превращались в застолье с блинами (и не только), люди переживали это радостное событие еще раз - и это было так здорово…

По мере того, как накапливалась письменная информация о проведении свадеб, неожиданно начала собираться коллекция свадебных платьев и свадебных аксессуаров прошлого века – венки, бутонерки, фата. В свадебной коллекции появились подарки времен СССР, остродефицитные и заветные талоны в салоны для новобрачных, ленты для свидетелей и другие раритеты.

Собранная коллекция была представлена в одном из музеев Владивостока в сентябре прошлого года.

Фотоотчет о свадебной выставке можно посмотреть здесь :

https://www.facebook.com/andrtaniva/...5497048&type=3

Nata 25.02.2014 14:21

Re: Народная свадьба
 
Спасибо! Очень интересная тема! мне кажется, надо было бы новую завести, можно было бы туда выкладывать воспоминания, возможно какие-то старые фото. Всегда на старых свадебных фото разглядываю букеты, простенькие конечно, но иногда попадается что-то необычное. Гладиолусы кстати часто видела, наверное поэтому теперь и не хотят, старомодно и 1 сентября!

цветочница Анюта 25.02.2014 15:53

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 1
Nata
Спасибо, согласна полностью, чуть позже хотела предложить всем форумчанам поделится в отдельной теме воспоминаниями о свадьбах наших мам и бабушек, а может и прабабушек.
Для этой выставки знакомые неожиданно для себя находили свадебные фото своей родни начала прошлого века и говорили огромное спасибо , ведь они могли и забыть о их существовании. Я же с огромным любопытством разглядывала свадебные наряды и особенно свадебные букеты. Далее в этой теме обязательно выложу коллекцию фото свадеб прошлого века.
Одно из таких фото (сообщение дословно от правнучки)
Скобич Евдокия Павловна и Фриц Бельсон - это моя пробабушка! Ее муж был героем - в г Николаеве, что в Украине стоит памятник 21 коммунару, есть и завод с таким названием. По нашим подсчетам это свадьба было году в 17 все-таки.

цветочница Анюта 26.02.2014 11:45

Re: Народная свадьба
 
Не секрет, что со свадебными традициями у нас, в отличие от большинства Европейских стран, все очень неоднозначно и запутанно, свадебные букеты для невест в России стали делать не так давно.

Со свадьбой у всех народов связано множество поверий примет и обрядов.

Одну забавную традицию поведала нам на семинаре по свадебным букетам, Бельгийский флорист Моник Ванден Берге.

В день свадьбы невесте нужно надеть что-то новое, что-то старое, что-то взятое взаймы и что-то голубое!

"Something old and something new, something borrowed and something blue".
Оказывается этот невероятный «набор» сулит молодоженам счастье на долгие годы.


А.В. Терещенко в книге «Быт русского народа» пишет, что у славян было принято:

Невесте укладывали за пояс мыло, рябину и рыбью сеть. Эти предметы она должна была хранить всю свою жизнь. Считалось, что мыло охраняет непорочность, рябина дает твердость, а сеть будет держать мужа в повиновении.

Современная свадьба в данное время - это некое смешение обрядов Русской, Украинской и Белорусской простонародной свадьбы, приправленной обычаями празднеств, проводимых в Грузии и других Кавказских странах, обряды славянских племен, в которых сочетаются христианские и языческие традиции. Свое особое очарование и шарм добавили «лихие» гусарские обычаи. Безусловно, наложило свой отпечаток на проведение современных свадеб и наше «советско-застойное» прошлое.

Традиции первого танца молодоженов, танца невесты с отцом, выездные регистрации под свадебной аркой, зажигание свечи, как символа семейного очага, - все это пришло к нам в последние десятилетия из Западноевропейских стран и стало неотъемлемой частью современных свадеб, добавило романтики и очарования нашим свадьбам, и неизменно вызывают массу эмоций у гостей.

Как проходила свадьба, во все времена зависело от материального состояния молодоженов и их родителей, от региона проживания, национальных особенностей.
То, что было принято в деревне, поселке или небольшом городе, вовсе не приветствовалось городскими жителями. Например, горожанам на свадьбах не приходило в голову катать тёщу, посадив ее в тачку для перевозки садово-огородного инвентаря или переодеваться и гулять шумными толпами по улицам в вывернутых наружу мехом старых шубах, в то время как у деревенских жителей это было одним из любимых развлечений.

Выкуп невесты, еще в 70 годы, например, считался прерогативой деревенских жителей, большинство городских эту традицию не приветствовало.

В деревнях невест привозили к ЗАГСу на тракторе, городские молодожены передвигались на Жигулях и Волгах. Тем не менее, некоторые из этих забав все-таки перекочевали вместе с жителями деревень и небольших поселений в большие города.

Скорее всего, традиции с переодеваниями и конкурсами - это и есть отголоски деревенских свадебных гуляний. В деревнях гости рядились и переодевались в старые шубы, чтобы «отпугивать злых духов» от дома, где оставались ночевать молодые. Теперь на свадьбах переодеваются и дурачатся просто так, ради забавы и веселья. «Гулять» свадьбу несколько дней - тоже традиция деревенских свадеб, где гуляли неделями.




Те потрясения, которые довелось пережить нашим согражданам в первую половину прошлого столетия - Октябрьская революция, последующая за ней Гражданская война, Вторая мировая война - явно не способствовали сохранению и передаче свадебных традиций.

Перемена политического строя, массовые репрессии по отношению к священнослужителям привели к подмене многих понятий и ценностей в семейной жизни, разрушению уклада, сложившегося веками.

Массовая вынужденная миграция, голод и раскулачивание
серьезно изменили жизнь людей, большинство традиций было утрачено и забыто навсегда, да и не до веселья было многим в то время.

В поисках свадебных традиций на просторах интернета мне удалось найти замечательную книгу:

Терещенко А. В. «Быт русского народа», изданную в середине 19 века, в которой подробно и занимательно излагаются свадебные традиции и обычаи тех времен.

Свадьбы в разных регионах России имели свои особенности, но основные составляющие свадьбы были обязательными: сватовство, смотрины жениха и невесты, рукобитие (договор о приданом, о доме, где будут жить молодые, и т.д.), девичник, венчание и обручение, свадебный пир и гуляния.

Кстати ни одного упоминания о так называемом «мальчишнике» в этой книге не нашлось, скорее всего, эти свадебные забавы мужской половины были привнесены к нам из Европы и Америки.

Мы уже упоминали о том, что многое со временем было утеряно либо потеряло актуальность в современных свадебных традициях. Мне же хотелось выяснить, что же осталось или хотя бы оставило свой след в современных свадьбах, какие традиции и обычаи мы соблюдаем до сих пор?

цветочница Анюта 26.02.2014 13:31

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 1
Оказалось, что таковых немало…

Начнем с того, что означает само слово СВАДЬБА.

В книге «Быт русского народа» указано происхождение слова «свадьба» - от
древнего слова свататься, означавшего прежде сговариваться, соглашаться.
Выражение же "играть свадьбу" произошло от проведения игр и забав во время свадебного веселья.

Обмен кольцами и обряд обручения.

Это очень древняя традиция, без нее не обходится практически ни одна свадьба.

«Древняя церковь обручала жениха золотым кольцом как знамением
солнца, а невесту серебряным кольцом как знамением месяца и в предъявление подчиненности последней первому. В довершение вечного союза влагали на них венцы, отчего вошло в пословицу: «венец – делу конец».


Справедливости ради надо все же отметить, что не всегда при заключении брака молодые обменивались кольцами.
Те, кто женился в 40-е, 50-е и даже в начале 60-х годов, помнят, что кольца были не у всех пар. Золотые изделия в те времена могли позволить себе немногие. Любые украшения было принято считать излишеством и даже неким проявлением мещанства.

цветочница Анюта 26.02.2014 14:06

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 4
Свидетельство о браке

Традиционно в ЗАГСе молодоженам торжественно вручается свидетельство о браке.

Самое ранее свидетельство о браке было найдено среди арамейских папирусов еврейского селения в Элефантине, Египет. Сам сертификат был короток, прост и неромантичен : своеобразное свидетельство жениха, что шесть коров было выдано в обмен на здоровую четырнадцатилетнюю невесту.
И только позже у древних римлян свидетельство о браке обрело ту форму юридического документа, который мы имеем сейчас.

Брачный договор (лат. tabulaenuptiales) не являлся обязательным для заключения брака в Древнем Риме, однако такой договор часто составлялся, так как он регулировал вопросы, связанные с приданым и формальностями его выплаты в случае развода. Во время свадьбы договор зачитывался вслух, а затем десять свидетелей ставили свои печати.

В России до Октябрьской революции запись актов гражданского состояния вели церкви и приходы в Амбарных книгах.

В книге Терещенко мы находим упоминание о венечных памятях:

« Около того времени вошли в обыкновение письменные свидетельства, которые давались духовными на совершение бракосочетания и назывались венечными памятями» (ХIV век)

Осыпание молодых семенами и злаками

При выходе из ЗАГСа молодоженов осыпают лепестками роз, рисом или другими злаками, сладостями и монетами. Нельзя сказать однозначно, откуда пришла к нам традиция осыпания лепестками. Истоки ее наблюдаются в Китае и Индии. Также осыпание лепестками на празднествах было принято в Древнем Риме, Египте и Греции. Поскольку роза традиционно считается символом любви, то осыпая новобрачных лепестками, гости тем самым желают молодым вечной любви и большого счастья.
Осыпание злаками и монетами (деньгами)–
одна из древнейших традиций, принятая на Руси:


« Отец его и мать встречают молодых на крыльце хлебом и квасом, и в то время, когда они падают им в ноги, их осыпают ячменем, пшеницею и хмелем; потом вводят их в избу и сажают за стол на первое место; за ними садятся все гости. После первой ночи водили молодых в баню и потом угощали в постели кашею. При выходе из бани осыпали их хмелем или деньгами. Осыпание производилось еще после венчания, по выходе из церкви и при входе в дом».

Ржаные снопы и пшеница означали чадородие и достаток в семье, благополучие, изобилие ,сытную и спокойную семейную жизнь.
Frederick Morgan. Молодожены.
На фото свидетельство о браке 1965, 1992 годы.

цветочница Анюта 27.02.2014 13:47

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 4
Каравай
Встреча молодых свадебным караваем – эта традиция присуща всем славянским народам. Круглый, как солнце, почитаемое древними славянами, украшенный фигурными тестяными узорами каравай традиционно считается символом счастья, достатка и изобилия.

« В свадебной комнате стоял на столе каравай (круглый высокий хлеб с разными изображениями), окруженный другими небольшими караваями, медовыми пирогами, перепечами и сладкими яствами. Новобрачные первые вкушали каравай, который изображал собою брачный союз. По окончании пира родители благословляют свою дочь образом и хлебом-солью, а гости выходят из избы и садятся в сани или на повозки. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода».


«Горько»
По поводу происхождения криков «Горько!» на свадьбе есть несколько мнений. Одно их них утверждает, что гости, одаряя молодоженов деньгами, выпивали чарку со словами «горько» в подтверждение того, что выпили водку, а не воду. Такому гостю дозволялось целовать невесту. Те, кто денег не жертвовал, просто довольствовался чаркой. Далее, якобы этот обычай заменился требованиями поцелуев от самих молодоженов. В книге Терещенко мы находим другое происхождение этой традиции:
« По обыкновению гости кричали "Горькое вино!" или: "Горько! Больно горько!" – молодые должны поцеловаться, чтобы подсластить вино, и кто ни скажет горько, молодые должны всякий раз целоваться, и только слышны беспрерывные их поцелуи».

К.Е. Маковский
Боярский свадебный пир в xvii веке (1883)


цветочница Анюта 27.02.2014 14:53

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 5
Отличительные ленты свидетелей.


«Приятели жениха, участвовавшие в поезде, назывались боярами, распоряжавшиеся весельем – дружками. Те же самые лица со стороны невесты были боярыни и дружки. Жених одаривает платками весь свой поезд, который перевязывается через плечо. Обычно дружка — родственник жениха (брат) или близкий друг. Его атрибут — вышитое полотенце (или два полотенца), повязанные через плечо. В некоторых традициях может быть не один дружка, а два или даже три. Но всё равно один из них главенствует над другими».



Вышитые полотенца приятелей жениха, со временем стали выглядеть как ленты свидетелей , носимые через плечо. В конце 60-х и начале 70-х годов ХХ века эти неизменные атрибуты свадьбы стали активно продаваться в салонах для новобрачных. Цвет для лент был выбран сообразно тому времени красно- кумачовый , что придавало обладателю большую значимость среди окружения молодых.

Если внимательно расмотреть свадебные фото конца 60-х, начала 70-х, можно увидеть красные ленты не на свидетелях, а на работнике ЗАГСа, ответственного за проведение всей церемонии. По воспоминаниям женившихся в те годы, этими людьми были заслуженные ветераны воины и труда. Существовал специальный список для выхода на эту ответственную и почетную работу, при вручении свидетельства ветераны произносили напутственные речи о том, как молодым жить и трудится на благо нашей социалистической Родины.

" Регистрацию проводил старик с окладистой бородой, что меня очень смешило и он сделал замечание мне, сказав – невеста не серьезная".

Далее эту обязанность перепоручили выполнять активным молодым женщинам с хорошей дикцией и приятной внешностью.

Первое и второе фото : регистрация брака 1967 год (Владивосток), 1976 год (Арсеньев)
Третье фото : Валерий и Марина Ярошевские 1978 год Украина.

цветочница Анюта 27.02.2014 15:15

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 2
Замки на памятных местах.

Последние несколько лет стало принято развешивать замкѝ с именами молодых на памятных местах.

Отголоски такого обычая можно найти в описании свадеб XVIII века.

« За самое лучшее надежнейшее средство для супружеского согласия почитают замкѝ, по сему старухи кладут под порог дверей и в то время, как молодые переступят порог, тотчас поднимают замки и замыкают. Ключ бросают в реку или колодезь, чтобы муж и жена жили в любви».

В зарубежных странах подобная традиция распространена и сегодня, власти Рима, Флоренции и других городов активно ее не приветствуют, вплоть до введения штрафов. Причина очевидна – только с одного моста во Флоренции в год спиливают около 400 кг металла.

Фото памятных замков на мосту в городе Кельн .

цветочница Анюта 01.03.2014 17:02

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 3
Обычай вносить невесту в дом на руках.

Ранее считалось, что поступая таким образом молодые обманывали духов, поскольку в дом входил только один человек. Невеста оставалась незамеченной злыми силами, притаившимися под порогом.

На наших свадьбах жених выносит невесту из Загса на руках, показывая тем самым заботу и проявляя уважение к будущей супруге.
На фото : 90-е годы, Владивосток.

цветочница Анюта 01.03.2014 18:43

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 1


Традиция бить посуду.

Перед входом в зал для торжества родители преподносят молодым шампанское, бокалы после этого как правило разбивают на счастье.
Есть также обычай класть тарелку под ноги невесте при входе в дом, где молодых ждут гости. В описании свадеб у Терещенко мы находим:
« Священник подавал новобрачным позолоченную чашу с медом
из которой они пили, и наконец поздравлял их со вступлением в брак.
Потом молодые бросали на землю чашу, топтали ее ногами, приговаривая:

Да будут так попраны наши враги, которые захотят поселить между нами ненависть и раздор.
Та свадьба считается счастливою, на коей бьют посуду. Иные нарочно бьют тарелки, рюмки, чашки и стаканы и чем более бьют, тем супружество
счастливее.
Топтание склянки ногами – попирание врагов семейного счастия"
На фото: встреча молодых перед домом родителей, невеста наступает на тарелку.


цветочница Анюта 01.03.2014 19:06

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 2
Выкуп невесты.

Выкуп невесты соблюдается не на всех свадьбах, в наше время это не более чем развлечение.
Жениху и его команде приходится петь, плясать, отгадывать загадки, всячески веселить и забавлять гостей, в общем, проявлять все свое мастерство и изобретательность для проникновения в дом невесты.

По воспоминаниям очевидцев на свадьбах 60-70х годов прошлого века, выкуп в деревнях более напоминал захват вражеской территории, начиная с обсуждения плана наступления и выявлением слабых мест в обороне, искались обходные пути и тайные тропы.
Входные двери и заборы подвергались нешуточным натискам.
Ранее выкуп имел совсем другой смысл.
« В некоторых местах, особенно в городе Нерехте, покупают невесту за деньги.
Не только бедные, но богатые поселяне почитают себе за бесчестие отдать дочь безденежно. Чем выше цена, тем более чести для невесты, о чем провозглашается немедленно по деревне.Продажная цена называется калымом, и нет сомнения, что этот обряд позаимствован от татар во время их господствования над нашими предками".

"У нас было в обычае еще в начале X века каждый молодой вносил подать за свою невесту по черной куни, и это делалось им для того, чтобы освободить новобрачную проводить первую ночь со своим господином, следовательно, куничное или куница означало выкуп за невесту".


Николай Пимоненко Выкуп невесты. 1908 г.
Константин Трутовский Свадебный выкуп. 1881 г. Киевский государственный музей украинского искусства.

Nimriell 01.03.2014 19:38

Re: Народная свадьба
 
Про обычай вносить невесту на руках:
раньше в деревнях рожали детей в бане и приносили младенца на руках домой, объясняя домовому, что это новый человек в роду. По поверью, невеста в день свадьбы умирала для рода своих родителей и рождалась, как новый человек в роду мужа (это, кстати, символизирует и фата, закрывающая лицо). Когда муж вносил на руках в дом невесту, как младенца, это было гарантией, что новый житель будет принят предками и домовым.

В российских деревнях существовал обычай бить тарелку. Это было не только ритуальное действие, приносящее счастье, но и своеобразное гадание: сколько осколков, столько будет детей. Мы на своей свадьбе переиначили немного эту традицию: Бросили вместе тарелку и переступили через осколки, чтобы это было последнее, что мы разбили (когда ссорятся, ведь бьют посуду, вот мы чтобы не ссориться и не бить)))

Гусева Юлия 01.03.2014 20:05

Re: Народная свадьба
 
А у меня на свадьбе на второй день гости пели-плясали и одновременно били посуду, а я с веником должна была за ними подметать... На фига - не помню (давно было), но ведра три, наверно, насобирала.. :)

цветочница Анюта 02.03.2014 12:08

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 1
Обрядовая изоляция невесты, значение слова "невеста".

" Слово “невеста” восходит к единственному значению – “неизвестная” от невед (ведать). С момента просватанья невеста становится в собственном доме совершенной гостьей, ничего не делающей, обязанной казаться грустной. До свадьбы невеста ходила в “печальной” одежде (в народной культуре белый и красный цвета – траурные), покрывала лицо фатой, не выходила из дома и не показывалась посторонним. Во время свадебного пира невеста должна была молчать и не снимать фату".

" Преобразование социального статуса невесты символически осмысляется как смерть в прежнем качестве и рождение в новом. Процесс обрядового «перехода» для невесты более актуален, чем для жениха, поскольку ей приходится переходить на чужую сторону, в новую семью. Поэтому большинство оберегов, вступающих в силу после сватовства, касается именно невесты; обрядность, связанная с ней, разнообразнее, чем у жениха, как активнее и участие самой невесты в обряде. Многочисленные ритуально-магические действия и запреты, связанные с невестой, направлены на установление новых социально-родственных отношений, обеспечение счастливого и прочного брака, любви и согласия, достатка и хозяйственного благополучия, здоровья и долгой жизни, деторождения, власти над мужем и главенства в семье, скорейшего замужества подруг невесты".

  • Тюгашев Е. А., Попкова Т. "Семьеведение", глава V. Обряды семейного цикла.
  • Википедия ( свободная энциклопедия).
  • Виктор Алексеевич Бобров (1842 - 1918) «Меланхолия невесты»

цветочница Анюта 02.03.2014 14:42

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 2
Кража невесты на свадьбе.

Эта традиция приветствуется не на всех свадьбах, но соблюдается до сих пор. В описании свадеб у Терещенко мы находим упоминание о том, что воровали молодых девушек до свадьбы.

«В древние времена вменялось молодым людям в особую честь приобретать жен воровством. После похищения жених объявлял о том своим родителям, которые хлопотали уже о браке.
По разрушении Римской Империи это обыкновение (кража девиц)продолжалось долго между германскими народами и потом перешло к славянским племенам: родимичам, вятичам и северянам. Обычай похищения девиц продолжался у нас очень долгое время. Венды, алты и дунайские славяне похищали девиц на празднествах, и похищенная делалась женою.
Во время игр и плясок мужчины выбирали невест и уводили их с собой вместо жен. Древляне просто похищали девиц.
Увести благородную девицу слишком опасно: надобно иметь быстрые ноги и предварительное согласие самой девушки.
Тогда ( XVII век Украина) казаки по старому между ними обыкновению похищают девиц, даже дочерей помещика. В сем случае необходимы ловкость и проворство. Похититель непременно должен ускользнуть со своею добычею и скрываться в лесу не менее 24 часов. Этим только он спасается, иначе пропала его голова.
Открытого в лесу до истечения суток лишали жизни. Если уведенная девушка пожелает выйти за него замуж, то он обязан жениться на ней,в противном случае лишается головы. Если же девица не изъявит желания выйти за него замуж, то он свободен от смерти.
Увести благородную девицу слишком опасно: надобно иметь быстрые ноги и предварительное согласие самой девушки.Такое обыкновение было в употреблении еще недавно в некоторых уездах Витебской губернии: Динабургском, Режецком, Люценском и проч. между раскольниками.
Там молодые парни и девицы на масленице собирались в питейный дом на гулянье, называемое кирмаш: плясать, пить и веселиться.Отцы и матери знали, к чему клонилось веселье, потому что оно было обрядное. Молодой парень, условившись с девицею, уходил с нею с кармашаи, посадив на сани, отправлялся с нею в лес к заветному дубу: объезжал его три раза, и тем оканчивалось его венчание, а она делалась егоженою. Кроме кирмаша, могли жениться и в другое время, но не иначе, как через похищение.

Есть еще одно толкование традиции воровства невесты, найдено мною в просторах интернета на одном из свадебных порталов:

Поскольку право на первую брачную ночь принадлежало барину (дворянину, пану), довольно часто женихи противились этому обычаю и барские холопы воровали невесту в разгар гуляния. Если же жених был довольно состоятелен, барин мог предложить за невесту выкуп. С отменой крепостного права, это стало веселой традицией.

По воспоминаниям одной из современных невест :
« Очень хотелось, чтобы меня украли на моей свадьбе.Не дождавшись этого от гостей, я «сама себя украла» . Мы сели с подругой в такси и уехали кататься по городу. Вернувшись мы увидели, что нас никто и не собирался искать"

  • И.Римашевский. Похищение невесты
  • Jehan Georges Vibert. Die Abfahrt der Newlyweds.(Похищение невесты)

цветочница Анюта 02.03.2014 15:20

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 4
Девичник.

Без девичника сейчас не обходится практически ни одна свадьба, идей множество-ими полон интернет и женские журналы, секретами проведения делятся подруги.
Ранее в простонародье проведение девичника сопровождалось не только забавами и плясками, главное предназначение было в подготовке всего необходимого для свадьбы.

Терещенко так описывает девичник :


"По утру собираются снова к невесте ее подруги. Она отпирает свой сундук, в коем сложено ее приданое: платье и холст; последний отдает девушкам, которые кроят из него рубашки для жениха и невесты и рукава на ее сарафан, и тогда же приготовляют все нужное для свадьбы.
Днем занимаются шитьем, а вечером забавляются и продолжают это до самой свадьбы. Все это время называется девичником, который у иных бывает около месяца. Нередко в тот самый день бывает девичник,который всегда совершается вечером накануне свадьбы. Как при свадебных обрядах, так и на девичник поются особые песни и причитания,выражающие расставание невесты со своей свободою. Девушки собираются в избу невесты в нарядных платьях. После взаимных приветствий нечувствительно завязывается разговор о предстоящем празднестве.
Если замечают, что невеста печальная или уже в слезах, то стараются утешить ее: уговаривают и ласкают.
Потом рассматривают ее уборы, примеряют к ней и хвалят их. Когда смеркнется, тогда зажигают несколько свечей и ставят их на столе, покрытом браною скатертью; после приносят хлеб-соль и каравай. Хлебом-солью напоминают, что отец и мать давно ее благословили на доброе дело, а караваем – что свадьба уже готова.
Невесту сажают на возвышенное место; подруги делают около нее круг; одна из них, избранная в причитальщицы для произношения припевов,покрывает голову невесты фатою.Нет правил для девичника: иногда все девушки поют причитальную песнь, а иногда одна причитальщица, и тогда ей отвечают за невесту.

На девичник приезжает жених с подженишником, сватом и дядькою, и привозят из дома обед, который состоит из вареной и жареной говядины, баранины, поросенка,ветчины, птицы, хлебного печенья, водки,наливок, пива, меду и браги; ставят все это на стол до приезда родни невесты.
По собрании всех гостей садятся за стол. Жених и невеста не обедают за общим столом, а сидят порознь в углу избы. После обеда выходит в сени жених с дядькою. Сваха и младший сват (так называют свата со стороны невесты), покрывают рядном (холстом) всех девушек, сколько бы их ни было на девичнике. Вслед за этим является жених,который непременно должен узнать между покрытыми девицами свою нареченную – для этого он обходит несколько раз всех поочередно.Узнав невесту, сбрасывает с нее рядно и целует, по приговору певиц, во уста сахарные".


Девичник невесты из богатой семьи скорее всего проходил в праздности и веселии, заботе о том, как выглядеть наиболее привлекательной для своего супруга, заботиться о своем приданом ей не приходилось.


  • А. И. Корзухин " Девичник" (1889 год)
  • "Девичник в купеческом доме"
  • Владимир Маковский "Девичник"
  • Фирс Журавлёв "Девичник в бане"

Nata 03.03.2014 22:58

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 1
Попалось по теме
cccp_foto: Интересные факты и фотографии, посвященные традиции бракосочетания в СССР.

цветочница Анюта 13.03.2014 13:04

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 3
Обычай пить шампанское из туфли невесты.


На многих наших свадьбах принято пить третий тост «за женщин», красть туфельку невесты и пить из нее шампанское.

Трудно сказать, являлись ли гусары родоначальниками этой фееричной традиции, но истоки ее можно найти в их жизнеописаниях.


«Поначалу своим появлением он навел страх на финнов. В метельных потемках застывал Якобштадт, население которого решило балом развеять печаль военной зимы.
Играли скрипки и вздыхали жалобно валторны шведского оркестра. Двери настежь... в блеск чопорного бала прямо с мороза ввалился он, заснеженный медведь. Иней и сосульки покрывали лицо, заросшее волосами. Зорким глазом могучий партизан окинул женщин. И точно определил он первую красавицу в городе. Что-то грозно потребовал у нее на своем языке, показывая почему-то на ноги девушки. « – Уступи ему, Эльза, во всем, – заговорили горожане. – Ведь ты не хочешь, чтобы он спалил наш уютный Якобштадт!»
Башмачок упал с ноги рыдающей красавицы. Партизану больше ничего не нужно. В туфлю хлынуло шампанское...»


Еще одно подтверждение происхождения этой традиции можно найти в рисунке - карикатуре изображающей веселую жизнь гусар.
Отправитель этого рисунка заявлен в контакте как Павлоградский историко-краеведческий музей , альбом «Павлоградский гусарский полк».

Также существует мнение, что шампанское пилось не туфельки, а из бокала. В женскую туфельку ставился бокал, в него наливали шампанское. «Настоящий» гусар должен был выпить содержимое бокала, держа туфельку за каблук, не расплескав ни капли.


  • Валентин Пикуль « Жизнь генерала-рыцаря»
  • Яков Петрович Кульнев.
  • Рисунок неизвестного художника на котором предположительно изображен Яков Петрович Кульнев на балу.
  • Гусар, выпивающий шампанское из женской туфельки ( источник Павлоградский историко-краеведческий музей , альбом Павлоградский гусарский полк)

цветочница Анюта 14.03.2014 13:03

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 4
Похищение туфельки.

Еще одна забавная традиция и развлечение для гостей на свадьбах.

Трудно сказать откуда этот обычай перекочевал на наши свадьбы, описание его не нашлось в литературе, на которую я ссылалась в предыдущих сообщениях.

Приведенный ниже текст можно найти на многих сайтах, посвященных проведению свадеб (к сожалению без ссылок на первоисточник) - копирую дословно :

…Раньше туфельку не воровали. Незамужние подружки просили у невесты померить ее туфельку . Когда примерка заканчивалась, та девушка, которой туфелька была впору, просила жениха выкупить обувку своей жены за определённую плату. Таким образом, проверялось насколько состоятелен и богат был жених. Подружек невесты или обсыпали конфетами, или награждали подарками, или слёзно просили вернуть туфельку "за просто так". Туфельку обязательно возвращали невесте, но этот момент был очень важен для жениха. О нём ещё долго говорили после свадьбы: богатый он или бедный, добрый или злой, щедрый или скряга. Выкупом за туфельку традиционно считались конфеты, пряники и ленточки.


На картине английского художника Жедерика Моргана «Молодожены» можно рассмотреть, что девочки, встречая супружескую пару разбрасывают лепестки. У мальчишки же явно более прозаические планы: за спиной он держит туфельку, скорее всего он желает получить выкуп у жениха.


Еще одна картина, на которой изображено приготовление к свадьбе - произведение французского живописца Никола Ланкре «Молодость». На ней невеста занята примеркой и украшением своего свадебного наряда , жених проявляет явную заинтересованность туфелькой, которую примеряет одна из подружек невесты. Можно предположить, что это та самая подружка, которой пришлась впору туфелька невесты.

Все мы помним сказку «Золушка», где королевским слугам было приказано найти и доставить во дворец исчезнувшую красавицу.
Помочь в этом им должна была туфелька, которая была впору лишь одной красавице - невесте принца.

Романтическая и забавная традиция, уверена каждой невесте на своей свадьбе хочется почувствовать себя принцессой, хотя бы ненадолго…


  • Жедерик Морган «Молодожены»
  • Никола Ланкре «Молодость»
  • Рут Сандерсон (Ruth Sanderson), иллюстрация к сказке «Золушка»
  • «Три орешка для Золушки» — популярная киносказка производства Чехословакии и ГДР 1973 года.

цветочница Анюта 14.03.2014 14:59

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 1
Ритуальный обман жениха.


На многих свадьбах жениху предлагают найти свою невесту среди подруг.

В различных источниках мы находим изложение этой традиции :


«Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз»


«Полная изоляция невесты позднее заменялась разными формами скрывания (прятанья). Накануне свадьбы часто выводили мнимых, поддельных невест и женихов. В Сардинии жених обязан был узнать невесту или по обнаженным ногам среди выстроенных в ряд девушек, или среди девушек, сидящих в полном молчании. Если жених во все три раза не удастся поймать свою невесту, то, значит, он берет не свою суженую».

Отголоски этой традиции можно обнаружить на наших современных свадьбах.


«Мой будущий муж с завязанными глазами должен был найти меня, ощупывая туфельки и ножки подружек. С трудом сдерживая смех, подружки старались не выдать себя, дабы их не узнали по голосу» ( свадьба Элины и Василия Меренковых 1980 год, Хабаровск)

  • Терещенко А. В." Быт русского народа" (издание середины XIX века )
  • Тюгашев Е. А., Попкова Т. В." Семьеведение " (Глава V. Обряды семейного цикла)
  • Жених ищет невесту по туфелькам (Фото из семейного архива Меренковых, 1980 год, Хабаровск)



цветочница Анюта 14.03.2014 15:28

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 2
Свадьба-похороны.

В день свадьбы молодые зачастую посещают места захоронения своей родни, эта традиция тоже не нова для новобрачных.

« Свадьба включает в себя и поминальную службу. После венчания новобрачные едут на кладбище (или другие памятные места), где похоронена их родня, чтобы засвидетельствовать покойным свое уважение и разделить с ними радость, ибо участие предков в празднике необходимо для продолжения рода»

Оказывается, что катание на сломанной тележке, это некое символическое "прощание с родителями" . Пояснение этой традиции таково:

«Родителям, которые с честью выполнили свой родительский долг, жить дальше незачем: их сажают на сломанную телегу, сани или тачки, обвозят вокруг дома и везут к реке, где их начинают топить, пока “жених” (т.е.отец) не откупится водкой».

  • Тюгашев Е. А., Попкова Т. В." Семьеведение"(Глава V. Обряды семейного цикла)
  • Посещение захоронения родителей ( Фото из семейного архива Николаевых 1973год, г. Арсеньев)
  • Студенческая свадьба в деревне, 1982 год. В тележке гости, переодетые в родителей невесты.(Фото из семейного архива семьи Меренковых)



цветочница Анюта 21.03.2014 11:09

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 5
Песнопения, пляски, шумовое сопровождение и переодевания на свадьбах.

Петь песни, плясать, переодеваться в разные костюмы, запускать фейерверки принято почти на каждой свадьбе. Молодые выбирают веселие на свой вкус, стараясь угодить гостям и повеселить себя.

Не отказывали себе в этом удовольствии и ранее:

« В половине XVI века во время свадебного веселия играли глумотворцы, органники, смехотворцы, гусельники и пели бесовские песни. Когда ехали венчаться, тогда священник ожидал их со крестом, и пред ним скакали со всеми бесовскими играми. Не мудрено после этого, что свадебные забавы именовались духовенством бесовскими. Даже невинные увеселения: хороводы и рождественские забавы, сопровождаемые гаданием, переряживанием, колядованием и проч., именовались ими же сатанинскими и
чревобеснованием. Священникам и причетникам запрещалось по церковным правилам участвовать на брачных играх.
Предававшиеся танцам на свадьбах или надевавшие на себя в каких-нибудь собраниях
наличники (маску) или мужчины, наряжавшиеся в женскую одежду, а женщины в мужскую, подвергались: миряне – отлучению от церкви, а
духовные лишению священнического сана".


"Не ранее половины XVII в. появились музыкальные забавы,и то при дворе.
Правда, в половине XVI века встречаются гусельники и гудочники; но они

веселили простой народ по праздникам. Когда Петр I ввел почти во все забавы музыку, тогда она
появилась на свадьбах"


Есть мнение , что шумовое сопровождение ранее предназначалось для отпугивания злых духов от новобрачных, теперь это не более чем развлечение. Фейерверки, громкие гудки свадебного кортежа, поздравительные крики неизменно сопровождают современные свадьбы.

  • Терещенко "Быт русского народа"1847–1848г.
  • Переодевания на деревенской свадьбе, пляски (1977 г. Фото из семейного архива семьи Щенковых)
  • Стиральная доска-тоже музыкальный инструмент (1988 г. Фото из архива семьи Меренковых)
  • Советская свадьба, пляски на свадьбе.
На обоих фото замечено флористическое оформление свадеб :) в виде баночек с садовыми цветами!





цветочница Анюта 21.03.2014 11:36

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 5

Яблоки, сено и солома в свадебных обрядах.

Экологический стиль в оформлении свадеб и вечеринок
с использованием сена, соломы, мешковины, коры деревьев, яблок сейчас на пике популярности.
Яблоко в оформлении букета невесты, свадебного банкета и кортежа является главным украшением, дополняя очарование «деревенской» романтики. Оказывается, что яблоко, как символ солнца, присутствовало в свадебных обрядах с давних времен, сено или солома стелились молодым под ноги для наделения их богатством и достатком.

"Яблоко как символ солнца встречается в свадебных обрядах многих славянских народов. В Белой России невеста посылает жениху в подарок яблоки . В Чехии невеста дает дружке красное яблоко разломить на две равные половины. Обе половины она прячет за пазуху. Оставшись наедине, она одну половину отдает мужу, другую оставляет себе. У болгар и сербов, с включением черногорцев, жених или его
уполномоченный дарит невесте яблоко.


У галицких поляков молодые люди в знак любви дарят друг другу яблоки, у сербов южной
Австрии и македонских болгар мыяков позолоченное яблоко втыкают наверху свадебного знамени. В Черногории знакомые жениха или невесты подносят свадебному поезду в попутных деревнях бутылку водки, положив на верх горлышка бутылки яблоко или апельсин.
У древних египтян, персов и греков яблоко было символом солнца . Такое значение оно имело некогда и у славян, на что сохранились указания в народных песнях и преданиях, В малорусской веснянке солнце названо прямо яблоком".

  • Терещенко "Быт русского народа" (1847–1848г)
  • Яблочные свадьбы, оформление свадеб и вечеринок в экологическом стиле.

цветочница Анюта 21.03.2014 13:08

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 9
Свадебное платье невесты

Для поколения современных невест платье белого цвета считается символичным для свадебного дня. Этой традиции придерживается большинство.
Однако белый цвет свадебного платья не всегда считался обязательным для свадебных нарядов, этот обычай заимствован нами из традиций свадебной моды стран Западной Европы.
В книге Терещенко можно найти подробное описание свадебного наряда русской невесты, а также проследить изменение в свадебных обычаях и нарядах невест.

«Платье молодой обыкновенно бывает новое: сарафан парчовый, из-под которого нарочно вызывают рукава белой рубашки;башмаки цветные: красные или голубые; на груди монисто из кораллов красных или бисера разноцветного; в ушах серьги длинные с
каменьями, на пальцах кольца золотые; шелковая душегрейка поверх сарафана и цветной пестрый платок; голова бывает перевита цветами.
При поезде к венцу покрывают голову платком. Горожане из мещан и купцов заменили сарафаны цветными и длинными платьями, которые вовсе им не идут. Наш сарафан с кокошником и фатою – прелестный, восхитительный наряд!

Невесту убирают к венцу ее родные и подруги и обыкновенно одевают ее в кисейную шитую рубашку с широкими рукавами и с манжетами,
которые бывают пришиты к рукавам; потом в ферезь, обложенную серебряным и золотым гасом; пояс на ферезе шелковый, плетеный или
тканый с золотом; шею убирают жемчугом, уши жемчужными серьгами, а на голове парчовый венец с жемчужной рясою; башмаки цветные"


С некоторых времен происходит изменение традиций празднования самой свадьбы, меняется мода на одежду, становится популярным свадебное платье белого цвета :

« В царствование Елизаветы изменились свадьбы еще более, а ныне дворянство
и простое сословие отправляет их совершенно отдельно. Дворянство, особенно живущее в столицах и больших городах, заимствуя иностранные обыкновения, отчуждалось от своих отечественных, и тогда уже названия дружек, сватов, свах, князя и княгини уже исчезли. Вместо дружек ввелись шаферы. Венчание сопровождается пышным поездом, а свадьба заменяется нередко бальною музыкою и роскошным вечерним угощением. Тут все пирующие пьют шампанское за здоровье молодых с провозглашением им счастия на многие лета. Музыка отвечает на поздравительное провозглашение тушем, и после угощения разъезжаются гости. Все роды танцев втеснились в брачное веселие. Польский занял первое место. Каравай, перепечь, жареный петух уже считаются простонародными. Каравай заменили сахарными хлебами, украшаемыми цветами и плодами. Варенья, конфеты и шоколад вытеснили медовые напитки. Хождение молодых в баню и кушанье каши в постели совсем изгнаны из употребления. Благословение молодых иконою и хлебом-солью посаженым отцом и матерью еще в употреблении. Посыпание хмелем и деньгами, опахивание соболями, спание в холодной комнате на ржаных снопах, оберегание новобрачной спальни дружкою, который целую ночь ездил верхом на лошади с обнаженной саблею, забыто во многих
местах.В наше время уже считается неприличным давать свадебные пиры, называя это купеческим разгулом. В хорошем обществе избегают утомительных свадебных веселий, и уже от воли молодых зависит, чтобы взамен свадебного пира
дать бал или обеденный стол спустя несколько дней после свадьбы. Девичник, расплетение и заплетение косы, сопровождаемые пением песен, еще в употреблении в простом сословии.
Надевание кики с фатою заменено между
дворянами убиранием головы цветами и венками, и особым подвенечным покрывалом, а вместо цветного платья, в которое произвольно одевали молодую, ныне наряжают в белое, и весь наряд белый от головы до ног. Подруги молодой
одеваются тоже в белое платье, а голову украшают цветами.Жених, если он военный, бывает в своей форме; гражданские же одеваются пообщепринятому обыкновению. Само заплетение косы и уборка головы производится
парикмахером за несколько часов до свадьбы, которая теперь по большей части происходит вечером. Венчание днем бывает весьма редко даже между купеческим сословием. В Петербурге обеды и пиры свадебные часто приготовляют по
заказам. Вообще едва остались следы прежних свадеб между дворянством, и должно сказать к чести купеческого сословия, особенно простого, что оно бережет еще предания старины"



  • Фёдор Григорьевич Солнцев (девичий галический подвенечный убор)
  • Наряд невесты в головном уборе «коруне». Вторая половина XIX века
  • Наряд невесты в свадебном венце из деревни Ваймуши Пинежского уезда. 1927 год. Собрание ИИМК РАН. Фотоархив. 0.3169.
  • Наряд невесты из деревни Кевролы Пинежского района.Фото М.Ф. Луговского. 1989 г.
  • Наряд поморской невесты.Начало XX века. Фотоархив ГМО. 620
  • А Russian bride of the better class
  • Клавдий Лебедев "Боярская_свадьба"
  • В.Е. Феклистов «Приготовление невесты к венцу» 1848
  • Иван Куликов. Убор невесты 1907 г.



цветочница Анюта 21.03.2014 13:26

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 6
Свадебное платье невесты.

Изменения в свадебном наряде прослеживается на картинах русских художников, изображающих свадебный ритуал.
Невесты в большинстве своем одеты, согласно западной европейской моде, в пышные белые платья куполообразной формы с небольшими рукавчиками и обилием кружев.
Белые платья также входят в обиход невест из простых сословий.

  • Свадьба. Канский уезд, деревня Карымова, 1 октября 1913 г. Семья Соколовых, новоселов из Тамбовской губернии.
  • Соломаткин Л.И. "Свадьба"
  • Бронников "Свадьба"
  • Ф.Журавлев "Перед венцом"
  • Ф.Журавлев "После свадебной церемонии"
  • В. Пукирев "Неравный брак"(1862г)




цветочница Анюта 22.03.2014 11:07

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 8
Венок девичий, венок свадебный.

Венок из живых цветов – украшение, принадлежащее невестам на свадьбах. Последние несколько лет это одна из самых популярных тенденций в свадебной моде.

Венок, надетый на голову, в культурах разных народов - это символ победы, радости, почета и уважения, а также символ девичества и замужества.

«В Великой России распространено обыкновение вить весной венки и украшать себя цветами. В Малой России девушки украшают себя венками из цветов 23-го июня, накануне Ивана Купала. Еще Стоглав восставал против весеннего плетения венков как обряда языческого.
В Белой России девушки во время весенних хороводов украшают себя цветочными венками в честь Ярила. Обыкновение бросать на Ивана Купала в воду венки и по
их положению судить о будущем встречается в Великой и Малой России и у Мазуров".


Для славянских народов характерно, что венки выполнялись из руты, розы и розмарина.



Черво́на ру́та (рус. Красная рута) — цветок, а также часть украинской культуры, связанная с праздником Ивана Купалы. По преданию, до сих пор бытующему в Карпатах, рута — жёлтый цветок, который лишь на несколько минут, в ночь на Ивана Купала, становится красным. Девушка, которая его найдёт и сорвёт, будет счастлива в любви.

Рута (лат. Ruta) — является родовым названием растений из семейства рутовых. На территории бывш. СССР произрастает 1 вид — Рута душистая, или садовая (Ruta graveolens L., или Ruta hortensis Mill); растёт в Крыму, по каменистым склонам. На Украине широко распространена в культуре.
Взгляды на то, какое именно растение соответствует червоной руте, расходятся:
  • одни считают его цветком рода Рута (чаще садовой рутой, Ruta hortensis)
  • другие — цветком рода Рододендрон (например, Рододендрон миртолистный, Rhododendron myrtifolium)
  • третьи же указывают даже на белую глухую крапиву (или Яснотка белая, Lamium album).
Рута — это название желтого цветка, пряное растение.. Существует поверье, что раз в 20 лет этот цветок цветет красным цветом и тогда с его помощью можно приворожить кого захочешь. А песня о том, что не надо девушке искать красную руту и наводить чары на парня, так как она уже давно и без этого вошла в его мечты, как чистая вода с синих гор.
София Ротару Ты признайся мне, что от тебя исходили эти чары. Я без тебя все дни в плену у печали. Наверное, здесь, в лесах, ты это зелье искала, солнце-руту нашла и меня околдовала. Красную руту не ищи вечерами. Ты у меня одна, только ты — одна, поверь. А твоя красота, как чистая вода с синих гор.

Согласно легенде, пока цветок неприметен — ничего поразительного не происходит, но однажды в ночь на Ивана Купала происходит чудо. Червона в переводе с украинского языка значит — красная. В русском языке тоже говорят об «аленьком цветочке, краше которого нет на свете». София Ротару в одном из интервью объяснила название цветка так: «Рута — это желтый цветок, который в ночь на Ивана Купала становится красным».

  • Н.Ф. Сумцов "Символика славянских обрядов, преимущественно русских" 1881 г.
  • Википедия-свободная энциклопедия.


  • Константин Маковский "Девушка в венке".
  • Константин Маковский "Русская красавица".
  • Константин Маковский "Украинка" (1884 г)
  • Маковский_"Девушки освещенные солнцем" (1901г)
  • Rhododendron_aureum (золотитый)
  • Rhododendron_luteum (желтый)
  • Ruta_chalepensis (зимняя)
  • Ruta_graveolens (цветок руты душистой)



цветочница Анюта 22.03.2014 12:02

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 7
Венок свадебный, венок девичий.

Рассматривая картины русских художников, можно увидеть, что венок как символ замужества вошел в постоянный обиход и стал привычным свадебным украшением русских невест примерно в тоже время, что и свадебные платья белого цвета.

«В царствование Елизаветы изменились свадьбы еще более.
Надевание кики с фатою заменено между дворянами убиранием головы цветами и венками,
и особым подвенечным покрывалом, а вместо цветного платья, в которое произвольно одевали
молодую, ныне наряжают в белое, и весь наряд белый от головы до ног. Подруги молодой
одеваются тоже в белое платье, а голову украшают цветами»


Венок как символ девичества был присущ русской культуре гораздо раньше того момента, когда он стал символом замужества.

«Как символ солнца венок стал играть важную роль в весенних годовых праздниках и на свадьбах. В особенности широкое развитие и употребление венок получил на свадьбах в силу того обстоятельства, что славянская свадьба в древности была по преимуществу культом солнца.
Венок как символ девства стоит на более древней ступени развития народного мировоззрения, чем венок, изображающий супружество. Последнее значение венка есть последняя, новейшая
ступень в историческом развитии свадебного венка. С этим
значением венок очень редко ассоциируется".

«Г-н Ящуржинский говорит, что венок принадлежит только малорусским и польским свадьбам и что в настоящее время в великорусских свадьбах не существует обычая вить венки, хотя
некогда обычай этот существовал и в Великой России. Свадебный венок в настоящее время встречается у всех народов славянских, в том числе и у великорусов, хотя у последних не так часто, как у западных и южных славян. Свадебный венок бывает преимущественно из руты, розы или розмарина.
В Калужской губернии было обыкновением, что парень, задумавший жениться, должен был вытащить из реки брошенный туда нарочно венок и передать этот венок своей возлюбленной. Вытащивши венок, он мог свататься. В Пермской губернии венок считается необходимой принадлежностью наряда невесты, и без него никогда ее не выводят. Пермский венок состоит
из дорогой материи и бывает покрыт дорогими камнями. Бедные берут его, в случае надобности, у богатых напрокат.

Венок, достояние языческого миросозерцания, был принят христианскою церковью для бракосочетаний в конце III века.
В древней Германии невеста и ее подруги носили на свадьбе венки. В настоящее время венок составляет необходимую принадлежность немецкой невесты, причем в одних местах его разрывают после свадьбы на куски по числу присутствующих,в других — сохраняют для счастья молодых. В Германии девушки сплетают венок из белых и красных цветов и вешают его в комнате или в конюшне.

В Западной Европе жених и невеста носят венки с тем только различием, что невеста носит венок на голове, а жених на плече или в руке . В Восточной Европе (народы греческие и
славянские) венок носит или только невеста, или невеста и жених, но оба на голове — невеста на косе, жених на шапке».


  • Терещенко "Быт русского народа"(1884)
  • Н.Ф. Сумцов "Символика славянских обрядов, преимущественно русских" (1881)


  • Piotr Stachiewicz Panna młoda - kracowianka (Краковская невеста). (1917)
  • Бронников "Свадьба"
  • Соломаткин Л.И."Свадьба"
  • Антохина-Куракса Наталья Александровна" Крестьянская свадьба " (2005)
  • Маковский В.Е. "К венцу (Прощание)" (1894)
  • The queen in her bridal dress.
  • Franz Zavier Winterhalter(1805–1873)

цветочница Анюта 24.03.2014 15:49

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 10
Цветочное убранство невесты ,флердоранж. Свадебный букет.

Современная невеста вольна в выборе цветочных украшений – к свадебному букету могут быть добавлены венок из живых цветов, украшение прически, сумочки, фата с цветочной дугой, корсаж или браслет.

Цветочное убранство невест начала XIX века выглядело как цветочный комплект, состоящий из венка и закрепленной на груди броши (напоминающей корсаж), дополненный цветочными украшением на поясе и рукавах.

«Эпоха романтизма с легкой руки шотландского романиста Вальтера Скотта подарила невестам еще один атрибут, без которого под венец не шла ни одна девушка викторианской эпохи. Это был флердоранж – венок и букет на платье, составленный из цветов апельсина. Но так как апельсины цветут раз в год весной, в другое время живые цветы пришлось заменить восковыми, после свадьбы их укладывали на бархатную подушечку и ставили на камин под стеклянным сферическим колпаком в память о свадьбе.»

«ФЛЕР Д’ОРАНЖ
белые цветы померанцевого дерева (чаще всего употребл. искусственные), которыми украшают подвенечный наряд девушек в знак их невинности»

Поиски свадебных фото с изображением букетов завели меня на один потрясающий ресурс - Нью-Йоркскую публичную библиотеку.
Представленные ниже фото находятся в свободном доступе, их возможно распечатать или приобрести копию.

Помимо украшений флердоранж, можно увидеть какие великолепные букеты в стиле «бидермайер» выполнялись для невест тех времен.
  • Александр Васильев,«История моды. Открытки. Выпуск 7. Свадебная мода»Издательство Этерна, 2006.
  • Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907 год
  • The Rothschild marriage: the bride.
  • Bridal toilet. (1862)
  • The Princess of Wales and her bridesmaids. (1863
  • Bridal toilet ; Child's dress. (1860)
  • Prinzessin Louise Margarethe von Preußen in Brautkleide. (ca. 1870)
  • Тoilette de mariée de la maison Lipman. (1890)
  • Wedding dresses. (1890)
  • Toilette de mariée. (1895)
  • Toilettes de mariée et de cerémonie. (1893)
  • Toilette de mariée. (1893)







цветочница Анюта 24.03.2014 16:56

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 8
Цветочное убранство невесты ,флердоранж. Свадебный букет.

  • The marriage of Mlle. Nilsson. (1872)
  • Modern Jewish marriage ceremony. (1899)
  • Women in bridal dress
  • The village wedding. (1883)
  • Groom puts the ring on the finger of his bride.] (1885)
  • Princesse wedding gown of white veloutine, with ruffles of embroidered chiffon tulle veil fastened with orange blossom... (1892)
  • Bridal gown ; Travelling gown, 19th century.] (1891)
  • Цветы померанцевого(апельсинового) дерева

Nimriell 24.03.2014 18:17

Re: Народная свадьба
 
Нашла интересную книгу «Русский народный свадебный костюм»
Русский народный свадебный костюм

цветочница Анюта 25.03.2014 13:30

Re: Народная свадьба
 
Вложений: 9
Цветочное убранство невесты ,флердоранж. Свадебный букет.


Со временем флердоранж становится принадлежностью свадебного убранства невест в России, в приложении приведены картины известных художников, на которых невесты изображены именно с этим цветочным украшением. Букет невесты вошел в обыкновение у нас только в начале XX века и заменил цветочный комплект флердоранж. Но поскольку в моде все имеет свойство возвращаться, то вполне может так сложиться, что цветочный флер викторианской эпохи окажет влияние на современные модные тенденции цветочного убранства невесты.

Ниже приведены свадебные фото невест с букетами начала XX века (Россия). Это то немногое, что мне удалось найти, фотографиями свадеб изобилует интернет, но на большинстве из них невесты без букетов, без указания места сьемки и имен молодоженов.
Фото были предоставлены архивом Владивостокского музея им. В. К. Арсеньева, по договору мне разрешено публиковать их в средствах массовой информации.

Если у вас есть фото Российских невест с букетом, сделанные в начале XX века, большая просьба разместить их в этой теме.

  • Маковский В.Е."К венцу (Прощание)» (1894)
  • Василий Пукирев "Неравный брак"
  • Ф . Журавлев «После свадебной церемонии» (1874)
  • Модные свадебные наряды и букеты невест в журнале мод (предположительно начало XX века-просторы интернета)
  • Невеста. Фотоателье "Эймацу Хосита" (японское), г. Владивосток.
    Фотограф:Неизвестный Конец ХIХ - начало XX вв.
  • Скобич Евдокия Павловна и Фриц Бельсон , ( 1917 г.)
  • Лия Ланковская и Яков Коган в день свадьбы,
    г. Владивосток. Автор: Неизвестный. 20-е годы ХХ века
  • Фото молодоженов предположительно начало XX века , фотоателье «Платонов» (просторы интернета , источник не указан).



onlycrew 05.04.2014 22:09

Re: Народная свадьба
 
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 4 - УКРАИНА. СВАДЕБНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ПО ОБЛАСТЯМ)

Татьяна Яблонская Невеста 1966 г.

http://s007.radikal.ru/i302/1011/f5/161836dc4517.jpg

Елена Кульчицкая Свадебные венки невест и дружек. Тернопольщина. 1930-е.

http://s44.radikal.ru/i106/1103/0d/82bc845d7b50.jpg

Мария Приймаченко Свадьба.1972 г.

http://i039.radikal.ru/1011/df/aed018d09a7c.jpg


Часть 1 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 1 - УКРАИНА. ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ В ЖИВОПИСИ)
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 2 - УКРАИНА. МУЖСКОЙ КОСТЮМ В ЖИВОПИСИ). Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 3 - УКРАИНА. НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ПО ОБЛАСТЯМ). Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
Часть 4 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 4 - УКРАИНА. СВАДЕБНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ПО ОБЛАСТЯМ)
Часть 5 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 5 - ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УКРАИНСКОГО КОСТЮМА ЕЛЕНЫ КУЛЬЧИЦКОЙ.)
Часть 6 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 6 - ПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ НА ПОЛОТНАХ ПЕТРА СТАХЕВИЧА)
Часть 7 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 6 - УКРАИНА. РАЗНООБРАЗИЕ ВЫШИВАНОК В ЖЕНСКОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ.)
Часть 8 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 7 - УКРАИНА. ЖЕНСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСИ.)
Часть 9 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 8 - УКРАИНА. НАРОДНЫЕ КОСТЮМЫ РАЗНЫХ СОСЛОВИЙ XVIII ВЕКА.)

onlycrew 01.05.2014 17:36

Re: Народная свадьба
 
https://pp.vk.me/c9220/v9220839/77d/Brl2qchGb14.jpg

https://pp.vk.me/c9220/v9220839/785/aafzl2hFCgU.jpg

https://pp.vk.me/c9220/v9220839/78d/wRB-4kONeOg.jpg

https://pp.vk.me/c9220/v9220839/7ac/CzShYFQCCCs.jpg

https://pp.vk.me/c9220/v9220839/7b4/gPeMw-Kj5pc.jpg

https://pp.vk.me/c9220/v9220839/7bc/2ATnMPjU5MM.jpg

https://pp.vk.me/c9220/v9220839/7cc/-IPk7UbmiUs.jpg


Текущее время: 18:37. Часовой пояс GMT +4.

© 2004 - 2024
Сообщество профессионалов и любителей флористики Floristic.Ru