Показать сообщение отдельно
Старый
  (#25)
NoNa
Активный участник
активный участник
NoNa Очень хорошая репутацияNoNa Очень хорошая репутацияNoNa Очень хорошая репутация
 
Аватар для NoNa
 
Добавить в друзья

Сообщений: 1,877
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 6 раз(а) в 6 сообщениях
Регистрация: 11.03.2008
Адрес: С.-Петербург
Возраст: 54
Рейтинг: 186
По умолчанию Re: У российских флористов будет свой "Давос" - 14.03.2009, 20:43

Тезисы выступления
На Всероссийском Форуме флористов
_______________
Сочи,
1 ноября 2008 г


Уважаемые коллеги!

Я бы хотел начать с одного наблюдения, которое, на первый взгляд, выглядит просто забавным, а на самом деле дает пищу для серьезных размышлений.
В марте 2006 года в Великобритании был опубликованы результаты исследования о том, представители каких профессий являются самыми счастливыми. Такие исследования ежегодно проводятся компанией City and Gulds, занимающейся профессиональным образованием, очень популярны и в обиходе среди британцев имеют название «коэффициент счастья».
Так вот, самыми счастливыми людьми в Великобритании оказались… флористы и парикмахеры.
А в сентябре нынешнего года примерно такое же исследование, назвав его «рейтингом удовлетворенности профессией» провел уже ВЦИОМ -Всероссийский центр изучения общественного мнения. И – удивительное совпадение - второе место в рейтинги заняли… парикмахеры.
Ну, а на первом… Если вы думаете, что на первом месте оказались флористы, то вынужден вас разочаровать – о них в исследовании не оказалось ни одного слова.
Вот такой получился диапазон оценок «удовольствия» от профессии: вершина в Великобритании и, как говорится, на «уровне плинтуса» в России.
Разумеется, к таким исследованиям можно относиться по - разному. И конечно, россияне и британцы – во многом очень разные люди. Но все-таки, согласитесь, что-то тут не так. Почему общественное мнение двух крупных европейских государств практически совпадает в одних оценках, и так сильно контрастирует, когда дело касается флористики. То есть того дела, к которому причастны все мы и которое, собственно, нас всех сегодня и собрало.
Давайте же мы попробуем разобраться, где конкретно в том самом диапазоне от «нуля до вершины» находится наша отечественная флористика, что из себя сегодня представляет, какими проблемами живет и что нужно для ее всестороннего развития.
Подчеркну, что слово «мы» сейчас прозвучало не случайно. Поскольку в процессе подготовки доклада Оргкомитет использовал те мысли, которые были высказаны участниками Форума в анкетах, а также в личных беседах и встречах.
Итак…
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТЕНДЕНЦИИ ФЛОРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ.
Если сравнивать флористику конца 80-х годов с тем, что мы имеем сегодня, то это, как говорится, просто небо и земля. Понятно, что это чисто эмоциональная оценка. Но как тут обойтись без эмоций.
У нас в зале есть люди, которые ровно 20 лет назад, в далеком 1988 году, создали легендарный ВОКАЦ – Всесоюзное объединение клубов аранжировки цветов при Министерстве культуры еще СССР. Именно эти люди начинали отечественную флористику. С полуподвального помещения на Калининском проспекте, где неумело «крутили» букеты и осваивали азы флористической техники. С полуподпольных показов цветочных работ безымянного мастера икебаны из японского посольства, на которые собирались по записи и ехали через всю Москву. Это благодаря именно им в 1992 году, когда многие из нас, наверное, еще и не знали слова «флористика», в России приехала Джулия Клеменс – Президент национальной ассоциации аранжировки цветов Великобритании и провела свои первые мастер-классы.
Поэтому, пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех тех, кто стоял у истоков флористики в нашей стране. Низкий вам поклон, уважаемые Людмила Никитична Корчагина, Лариса Петровна Папкова, всем вашим коллегам, за то, что вы сделали и продолжаете делать. Вечная память тем, кого уже с нами нет…И прежде всего - Нине Афанасьевне Лозовой, которая в течение 17 лет бессменно возглавляла сначала ВОКАЦ, а потом и Международную ассоциации обществ цветочной аранжировки АРТ Флора, настоящему лидеру и подвижнику сначала советской, а потом и российской флористики…
Ну, а если говорить уже без эмоций, то главное событие всех этих прошедших лет заключается в том, что на месте бескорыстного увлечения энтузиастов сформировался совершенно новый для страны рынок товаров и услуг, в основе которого – цветы и их аранжировка.
По сути, сформировалась целая цветочная индустрия, отрасль, в которой существуют импортеры и производители цветов, сегменты розничной и оптовой торговли, флористические салоны и специализированные магазины, где есть место как большим компаниям, так и индивидуальным предпринимателям. Фактически в этой же индустрии работают производители флористической тары и упаковки, аксессуаров, все те, кто занимается обучением флористике, специализируется на организации флористических выставок и конкурсов, выпуске специализированных средств массовой информации.
Я вам скажу больше. В ходе подготовке к Форуму Оргкомитет пытался систематизировать информацию из открытых источников по количеству компаний и персоналий, которые занимаются цветочным и флористическим бизнесом в стране. И, честно говоря, мы в этой информации просто «утонули». Более полутора тысяч названий, имен и адресов!.. И не факт, что эти данные были исчерпывающими.
Характерно, что этот рынок постоянно изменяет свою конфигурацию, делая ее все более совершенной и современной.
В свое время, например, прорывом стало появление он-лайн торговли и доставки цветов через Интернет. А сегодня российские лидеры этого сегмента флористического рынка компания АMF, служба Florist.ru, да и другие не только являются заметными игроками российского цветочного бизнеса, но и не без успеха конкурируют с мировым брендом доставки цветом – компанией «Интерфлора».
Знаковым событием последних лет стало, безусловно, появление на флористическом рынке страны розничных торговых сетей. В Санкт-Петербурге такую сеть из 33 магазинов создала компания «Оранж». В Москве – компания «Ирис», которая открыла и того больше – 47 салонов круглосуточной продажи цветов.
Цветы, это, конечно, не сырьевой бизнес с его бешенной рентабельностью, но показатели и динамика российского цветочного рынка в последние годы неуклонно растут и впечатляют.
По различным экспертным оценкам объем рынка за 2007 год составил от 2 до 2,5 миллиарда долларов, причем темп его развития достигает от 15 до 25% в год. И эта позитивная тенденция сохраняется на протяжении минимум пяти последних лет.
Не уверен, кстати, что эти цифры, особенно в части объемов, окончательные. Во-первых, все известные маркетинговые исследования по этой теме проводились в основном, как кабинетные, что сильно увеличивает их погрешность. А, во-вторых, нередко вызывает сомнения методика их проведения.
Поэтому, полагаю, реальная стоимость цветочного рынка может оказаться даже несколько выше, вплоть до 3 миллиардов долларов. Чтобы представить, что это за цифра, можно сказать, что она, например, сопоставима с бюджетом всей судебной системы России в 2007 году - 72,5 миллиарда рублей. Она же почти равняется бюджету Краснодарского края или девяти бюджетам Самарской области за тот же год.
Что касается структуры цветочного рынка, то в ней в последние годы сформировалась отчетливая тенденция к увеличению, так сказать, чисто флористической доли, то есть доли продукции, создаваемой путем аранжировки из цветов.
Так, по данным компании «АМИКО», опубликованными в сентябре прошлого года, в структуре российского цветочного рынка преобладали свежесрезанные цветы – 67% всего рынка. Однако с тех пор целый ряд экспертов отмечал изменение покупательского спроса в сторону приобретения флористических изделий, композиций, букетов, корзин.
К сожалению, количественными данными по отечественному рынку мы не располагаем. Однако, если верить данным компании «Укрфлора» - крупнейшего оператора украинского цветочного рынка, тенденции которого близки к российскому, то, например, в праздничные дни продажи в сегменте «флористика» возрастают на 84%, а спрос на срезанные цветы увеличивается лишь на 14%.
Думаю, что важность этой тенденции – увеличение рентабельности цветочного бизнеса за счет продаж именно флористических услуг, нам еще предстоит осознать. И сделать соответствующие выводы.
Как бы там ни было, цветочный рынок остается весьма привлекательным для бизнеса. И об это свидетельствует еще одна очевидная тенденция – переадресация в цветочный бизнес крупных финансовых средств из других отраслей потребительского рынка. В порядке, так сказать, диверсификации бизнеса.
Думаю, что нет большого секрета в том, что целый ряд крупных сегодняшних игроков цветочного и флористического рынка – такие как «Сады Сальвадора», а позже «7 цветов», «Ирис», да и некоторые другие, пришли в него со стороны, т. е. из другого бизнеса.
В общем, на этом рынке, образно говоря, с каждый годом усиливается не только запах цветов, но и запах денег. И, собственно, ничего в этом плохого бы ни было – рынок он рынок и есть, - если бы не одно важное обстоятельство.
А именно: существенный дисбаланс между ростом, развитием цветочного рынка, самой отрасли и состоянием отечественной флористики, вокруг которой, по существу, этот рынок сформировался и формируется.
Ведь совершенно очевидно, что если сама по себе отрасль год от года набирает силу, и производный от нее бизнес крепнет, то в отечественной флористике, как в ремесле и профессии, некоторые проблемы, наоборот, становятся все острее и не решаются годами.
Вот об этом и хотелось бы поговорить подробней…
 Отправить сообщение для NoNa с помощью ICQ  
Ответить с цитированием