Показать сообщение отдельно
Старый
  (#58)
Fantasy
активный участник
Fantasy Отличная репутацияFantasy Отличная репутацияFantasy Отличная репутацияFantasy Отличная репутацияFantasy Отличная репутацияFantasy Отличная репутация
 
Аватар для Fantasy
 
Добавить в друзья

Сообщений: 250
Сказал(а) спасибо: 606
Поблагодарили 4 раз(а) в 4 сообщениях
Регистрация: 18.01.2011
Адрес: Казахстан
Возраст: 51
Рейтинг: 152
По умолчанию Re: Особенности национальной свадьбы - 26.03.2012, 11:21

Помолвка в Беларуси

С момента сватовства для семей жениха и невесты начинались постоянные хлопоты. В скором времени, семьи жениха и невесты собирались на «заручыны» (замовіны, вялікія запоіны, лад), где велись окончательные разговоры о дне свадьбы, о количестве гостей и т.д. На «заручынах» невеста делала подарки своякам жениха, а жених – невесте. В этот день к невесте приходили ее подружки и откусывали хлеб, чтобы быстрее замуж выйти. На этом же празднике очень часто молодых отводили в камору, где они могли побыть вдвоем. Также между молодыми существовала традиция на «заручынах» — обмениваться медными колечками. В Минской области была популярна традиция, когда на «заручынах» присутствовали только женщины: своячки невесты и жениха, их крестные. Будущие невестка и свекровь обменивались подарками


Девичник в Беларуси

Очень важной традицией являлась традиция прощания невесты со своими незамужними подругами – «суборная субота». Чаще всего этот обряд совершался в субботу накануне свадьбы. Подружки готовили свадебный головной убор невесты – венок, также плели украшения из цветов для себя и друзей молодого. Перед тем, как приступить к работе, девушки обязательно просили благословления у родителей невесты. Особенно внимательно и скрупулезно начинали плести свадебный венок, потому что по народным суждениям от этого зависела судьба невесты. Девушки старались сплести венок ровным, круглым, тугим и ярким. Жених с друзьями приходил обычно под вечер, но в дом не заходил, а останавливался в сенях. Шафер передавал от жениха невесте подарки, и только тогда жениху разрешалось войти. Девушки прикрепляли жениху к шапке веночек из руты или из бумажных цветов, после чего жених должен был выкупить невесту у ее подруг, для чего давал им по несколько копеек. После этого молодые обходили вокруг стола три раза (весьма часто в свадебных традициях белорусского народа фигурировало число три). Весь вечер в доме не смолкали песни и пляски. Реже такие же вечера проводились в доме жениха, так называемые мальчишники.

Каравай – начало свадьбы!

Собственно началом свадьбы являлась выпечка каравая , которая осуществлялась накануне в субботу вечером или утром в воскресенье, когда молодые ехали к браку . Каравай пекли и в доме жениха, и в доме невесты чаще всего замужние женщины. Несколько женатых мужчин готовили все необходимое для приготовления каравая. Неженатый парень вставлял его в печь и доставал из печи, незамужние девушки украшали обрядовый хлеб. Старшая каравайницы просила у родителей молодых благословения перед каждым очередным действием: каравай опару ставить, в печь вставлять, из печи вынимать и т.д. Выпечка обрядового хлеба сопровождалось специальными песнями, которых у белорусов было множество.

Старшая каравайніца
Не ў бяседзе сядзела,
Па пасаддзю хадзіла,
Кветку-каліну ламіла,
Каравая радзіла.

Старшая каравайницы тщательно следила за выполнением принятых в данной местности обычаев и магических действий, которые призваны были положительно повлиять на дальнейшую судьбу и жизнь молодых. Кадку ставили на кожух. На Витебщине приготовление каравая сопровождалось следующими обрядовыми действиями: лучшая подруга невесты три раза приносила воду, три раза сыпали муку для теста; тесто месилось тремя шаферка поочередно; деже накрывалась тремя кожухами и др. Это якобы способствовало в будущем тесному союзу мужа, жены и детей. В пасмурный день каравай начинали опару ставить только тогда, когда выглядело солнце, иначе у молодых будет несчастлив судьбу. Тесто стремились разминать (гибаць), а не месить его кулаками, как обычно, потому что, считалось, в будущем муж будет бить свою жену. Тесто на каравай должно было быть густой, муки - достаточно, чтобы в жизни у молодых всего было в достатке. Каравай, круглый по форме, украшался разнообразными фигурками из теста, а также бумажными цветами, ветками плодовых деревьев, Колосками ржи или пшеницы:

Старшая каравайницы
Не в банкете сидела,
По падсаддю ходила,
Цветок-калину ломило,
каравая рождала.

На караваи молодого сверху делали из теста селезня, а на караваи молодой - утку, вокруг них клали яйца (символ деторождение). Кроме каравая пекли еще для жениха «месяц», для невесты - « шишку », которую она в течение свадьбы держала за пазухой и обходила с ней в доме мужа все хозяйственные постройки и домашнее животное. Пекли также небольшие хлебные изделия ( драмушки, пирожки, дваячки, коржи ), что раздавались детям во время свадьбы или использовались при выполнении разнообразных обрядовых действий. Часто пекли небольшие круглые булочки, которые каравайницы забирали себе. Повсеместно на территории Беларуси каравай, который удался хорошим, предсказывал молодым богатую жизнь. Таким он числился в том случае, если с печь приходилось вынимать несколько кирпичей, чтобы достать готовый каравай. Каравай, достав из печи, клали на крышку хлебной деже, которое было покрыто скатертью (скатертью), и уносили в чулан. В западном Полесье века перед этим бросали к порогу: если докатится - молодая будет хорошей хозяйкой, если нет - плохой. Весь вечер звучали песни и музыка, хозяева щедро угощали каравайницы. Во время танцев каравайницы хлопали в ладоши, чтобы молодые долго жили.

Шафер и шаферка, дружки, маршалки, дружбанты

В традиционной белорусской свадьбе обычно была задействована не только близкая и далекая родня жениха и невесты, но и почти все население деревни. Вместе с тем, сложное свадебное торжество требовало наличия обязательного круг людей, которые должны были выполнять самые ответственные обрядовые роли. Обычно перечень их полномочий и обязанностей был четко определен многолетней традицией и не позволял никаких отклонений или необоснованных нарушений (например, традиция точно предписывало, кто должен выпекать каравай, кто его будет выносить, кто его будет делить). Считалось, что каждый из участников, а тем более из главных свадебных чинов, мог повлиять на само развитие торжества и на будущую судьбу молодых, поэтому к выбору людей, на которых будут возложены ключевые обязанности, относились очень ответственно. Ближе всего к жениху и невесте находились (и в смысле повседневных отношений, и в плане формального пребывания - посадки за свадебным столом) их самые близкие друзья - шафер и шаферка. "Шафер, дружка - свадебный чин, которых по два или более рядом с женихом и невестой, помогает и оказывает услуги; они же держат венцы над паром - это шаферская дело, обязанность". Шафер - ближайший друг жениха. Шаферка - подруга невесты, чаще всего именно с ней невеста "кумилась" на Троицу. Клятва о дружбе двух девушек связывала их до момента свадьбы одной из них. Дружек у жениха было обычно двое - большой и малый, старший и младший; в некоторых случаях подружек было семь, иногда - двенадцать. Дружки жениха и невесты выделялись из всех участников свадебного торжества специальными знаками отличия. Ребят обвязывали полотенцем, повязывали на руку красную ленту, но чаще всего на груди шафера и шаферки крепили букетики из сушеных цветов и ленточек. "Скупить подружек" - так называли в Беларуси тот обряд, когда на дружка повязывали полотенца, а те должны были откупиться деньгами. Отношения между шафером и шаферкой не ограничивались лишь свадебным столом или торжеством вообще. Постепенно они могли складываться в целостную систему межродовых связей. Было хорошим знаком, если шаферку или шафера позже приглашали стать крестными родителями в первенца, или когда они через некоторое время сами устраивали свадьбу, становились женихом и невестой, т.е. перенимали "свадебную" эстафету. В этом месте было бы желательно сделать одно существенное уточнение. Иногда молодые люди могут заранее договориться о том, чтобы крестить детей друг у друга: мы - ваших, а вы - наших. Делать это крайне не желательно, так как будет нарушено важное правило народной культуры: муж и жена не могут быть крестными родителями одного и того же ребенка. Очень важно помнить о еще одно принципиальное правило: имя шаферки не должно совпадать с именем невесты, а имя шафера - с именем жениха. Шафер и шаферка в разных регионах Беларуси назывались по-разному: дружки, маршалки, боярка, старшая подруга, главная дружка и его заместитель, пажанишок. Сегодня широкое распространение получило официально-гражданское название их статуса - это почетные свидетели, которые должны своим присутствием и своими подписями в книге регистрации гражданских актов подтвердить подлинность брака молодых людей.

Добавлено через 3 минуты
Перед отъездом из дома жениха хлопот хватало всем. По обычаю, юноши и девушки из дружины молодого украшали брички, фурманки, тарантасы (в зависимости от местности и социального положения семьи). Особенно яркой была первая повозка, в которой ехал жених. Дугу оплетали хвоей (ветками ели, сосны, можжевельника), а сверху прикрепляли несколько разноцветных лент. Ленты были белого (в тон одежды невесты, как символ целомудрия и невинности) и красного (как символ перехода, перерождения, нового статуса) цветов. Главным атрибутом композиции украшения были колокольчики: посередине большой, по краям - меньше. Праздничный перезвон колокольчиков извещал жителей окрестных деревень об очередном праздничном событии, а кроме того, уничтожал любые чародейства и очищал путь от всякой скверни.

Когда в доме жениха все было готово к отъезду, родители ставили в центре хаты стол, накрывали его белой льняной скатертью, клали хлеб-соль, ставили ведро с водой и зажигали громничную свечу. Отец брал домотканое полотенце, перевязывал им руки сына, трижды обводил его вокруг стола и вел к порогу. Затем давал ему в руки небольшую икону с изображением Христа, а мать, держа в руках громнчную свечу и домашнюю икону, благословляла сына в дорогу. Икону оставляли дома, а "грамнiцу" сват брал с собой, чтобы обезопасить свадебный кортеж в пути. Кроме того он брал с собой деньги, водку, конфеты, печение, мед, пояса, которые понадобятся для выкупа невесты.

Помимо молодого и свата в состав дружины входили: крестная мать, "паджанiшнiк" (родной брат или лучший дуг), еще две, три повозки с молодежью и музыкантами.

А тем временем "сябрына" молодой готовилась встречать гостей. Родные невесты готовили праздничный стол, а подружки наряжали главную героиню торжества. Обычно невесту наряжали не в своем доме, но выбор дома не был случайным. Прежде всего невесту нельзя было переводить через улицу, поэтому выбирали дом, который находился на стороне родителей. Кроме того, жених со своей свитой должны были проехать мимо дома невесты. Категорически запрещалось наряжать невесту в доме вдовы или вдовца, разведенных, или где умирали дети, или был пожар. Лучше всего было, когда в доме жила дружная, счастливая и богатая семья.

Подружки заплетали молодой косу, обували красивые красные сапожки, окончательно подгоняли платье, перевязывали невесту самотканым красным поясом. В последнюю очередь одевали фату (вэлюм). Фата состояла из трех основных частей. Одна часть фаты закрывала длинную косу. Другая часть - тонкая короткая вуаль - собиралась пелериной и опускалась через лоб на глаза и лицо невесты. Поверх пелерины крепили венок. Венок мог быть как из живых цветов, так и из искусственных. Искусственные цветы делали из ленты и бумаги и крепили на картонный обруч. Для плетения венка из живых цветов использовались мята, рута, калина, барвинок. По форме и цветовой гамме веночка можно было судить о социальном положении невесты. Обязательно в венке присутствовала рута - символ девичьей невинности. Если невеста была сиротой, то в венок вплетали зеленый листок мяты. И конечно же, венок имела право надеть только та невеста, которая сохранила невинность.

Выкуп невесты

Выкуп невесты являлся одним из наиболее эмоциональных моментов свадьбы. В нем присутствовали характерные черты белорусского "кiрмаша": одной стороне нужно было побольше выторговать за необычный "товар", другой - сбить цену до минимума. Каждая из сторон могла прибегнуть к "запретным" приемам: попытаться унизить соперника, задеть за живое, уличить в скупости и прижимистости.

Существовало две разновидности выкупа. Более древним является тот вариант, когда дружина жениха выкупала невесту у ее старшей сестры; позднее "торговаться" доводилось с ее родным братом.

Когда обе стороны оказывались удовлетворенными "сделкой", жених брал невесту за руку и вел в ее родной дом. Там родня невесты уже ждала гостей. Дружина молодого рассаживалась за столом вдоль стены от улицы, а родные невесты - вдоль стены от двора. Старший сват давал команду налить по чарке и произносил тост. После непродолжительного угощения начинали готовиться к отправлению в храм.

На Минщине отец опоясывал свою дочку специальным полотенцем, трижды по солнцу обводил ее вокруг стола и вел к порогу, возле которого уже стоял жених. Затем отец и мать брали по буханке хлеба, заворачивали их в красные концы полотенца, которым отец только что выполнил ритуальное действие. Одной рукой родители держали хлеб, а другой приподнимали полотенце в виде подковы. Молодые проходили через врата бессмертия, обязательно пригнув головы, то есть поклонившись порогу - древней зоне захоронения предков.

Жених со своей дружиной садился в одну повозку, молодая (она шла за него замуж) - во вторую. Кортеж должен был состоять из семи повозок, так как символика семерки лежит в основе функционирования семьи и рода. Как только молодые рассаживались, отец невесты брал иконку и, держа в руках две зажженные свечи, обходил вокруг свадебного кортежа, двигаясь по ходу солнца. Следом за ним шла мать и обсыпала повозки зерном. Так они "замыкали" участников венчания в магический круг, чтобы по пути туда и обратно никто не мог навредить молодым. Родителям молодых категорически запрещалось присутствовать на венчании в храме. Тем самым они могли разрушить магический круг, который перед отправлением в храм возвели вокруг своих детей.

Венчание


В конце XIX - начале XX века в отличие от предыдущих эпох большая роль принадлежала церковному обряду венчания, что происходил обычно в воскресенье и был органически включен в ход свадьбы. О его широком распространении в крестьянском быту свидетельствуют разнообразные народные элементы обрядности, которые сопровождали выезд до брака, сам церковный обряд, возвращение и встречу в доме отца после него (расстилание свадебного рушника под ноги молодым, осыпание зернами ржи или ячменя).

Утром, в день венчания, невеста отправлялась на кладбище приглашать захороненных там предков на свадьбу. Если она была сирота, то, обращаясь к родителям-покойников, просила у них благословения и покровительства в новом своей жизни. Здесь, на могиле, ей расплетали косы, и она так ехала венчаться.

Венчаться ехали раздельно, жених всегда впереди. Когда церковь находилась недалеко, то венчаться шли пешком: невеста трижды кланялась каждому жителю деревни, которого встречала.

Во время венчания выполнялся ряд магических обрядовых действий, что якобы способствовало благополучию молодых, рождению у них детей, в первую очередь мальчиков, а также способствовала, чтобы подружки невесты скорее вышли замуж.

Кроме того, стремились по различным признакам, по поведению животных, явлениях природы в день венчания предсказать будущую судьбу молодых. Наиболее распространенной в Беларуси являлась следующая примета: если во время венчания упадет обручальное кольцо одного из молодых, то он раньше умрет.

Встречались и рациональные запреты, хотя и окутаны магической оболочкой. Так, обычай предусматривал, чтобы молодые во время венчания были абсолютно здоровы, иначе болезнь никогда не исцелиться, «завянчаецца».

Во время регистрации брака и во время венчания невеста должна находится слева от жениха. Сватам необходимо повязывать полотенца: мужчинам - узлом под правую руку, женщинам - под левую. Аналогичным образом повязывают ленты и свидетелям молодых. Потому что в мифопоэтической модели мира белорусов верх является мужским началом, низ - женским. Соответственно разделена и горизонтальная ось пространства: правая сторона - зона несущая мужское начало, левая - женское.

В прошлые века у белорусов существовала непоколебимая традиция: сразу же после венчания новобрачные шли к могилам своих предков, которые находились рядом с храмом.
Навестив могилы предков, молодые возвращались домой. По дороге молодые должны были "проехать семь мостов" (при этом по каждому мосту жених проносил невесту на руках). Никто не должен был переходить дорогу молодым. Возвращались молодые и сваты в одной повозке. На перекрестке дорог или недалеко от дома невесты соседи старались перегородить им путь. Посреди дороги ставился стол, на него ведро с водой, хлеб-соль и требовали от сватов плату за ввоз чужого человека. К дому невесты кортеж должен был подъезжать только со стороны восхода солнца.

Молодые сидели в повозке до тех пор, пока родители не появлялись на пороге дома. Первый шаг в совместную жизнь с повозки новобрачные должны были сделать не на голую землю, а на какое-нибудь покрывало. А лучше всего на вывернутый кожух.

Даже если свадьба была осенью или летом, мать выходила встречать молодых в вывернутом кожухе и валенках (символ умерших предков, которые из мира мертвых оказывают помощь живым), держа на руках полотенце с хлебом-солью. Отец выносил графин с водкой и две рюмки. Молодым он наливал по рюмке и предлагал выпить. Молодые должны были пригубить питье, но пить его не имели права, потому что у них впереди была первая брачная ночь. Выливать спиртное нужно было правой рукой через левое плечо (то за которым находятся черные силы). Это действо повторялось два раза, а на третий раз молодые, не пробуя, бросают рюмки за спину. Теперь молодым предлагают поцеловать хлеб-соль и приглашают в дом.

Порог - зона смерти. Дотрагиваться до него запрещено. Поэтому жених брал невесту на руки и переносил через порог. Присутствующие гости в это время осыпали молодых зерном.

Обычно свадьба длилась три дня. Гуляли отдельно в доме жениха и невесты. Но если семьи были бедными, то организовывали совместную свадьбу либо в доме жениха, либо в доме невесты.

Заключительным этапом свадьбы было деление каравая. Обычно каравай невесты делили между родственниками молодой, а каравай жениха между родственниками молодого.

Сразу после деления каравая мать жениха подходила к невесте, снимала с нее фату и передавала старшей шаферке, чтобы та следом вышла замуж. Невестке же она повязывала атрибуты женской доли - косынку и фартук.

На девятый день после свадьбы игрались пироги - застолье для родителей, которые не имели возможности на свадьбе посидеть за свадебным столом. С девятого по сороковой день длился "медовый месяц" молодых. А через год семья ждала первенца.

Нашла интересные фотографии свадьбы в национальном белорусском стиле.




















Последний раз редактировалось Fantasy; 26.03.2012 в 13:28..
   
Ответить с цитированием